Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Алгыс — как часть духовной культуры народа Саха

 

Обрядовая культура якутов отражает мировоззрение, нравственный принцип школы “кут-сюр” и показывает отношение человека к природе и обществу и является фактором воспитания детей,  воздействует в основном на мораль, быт, право и семейные отношения. Словом, в обрядовой культуре передается опыт и практика школы “кут-сюр”.

По — якутски обряд, обрядность называется “дуом” или “туом”, обычай, правила — “сиэр”, а исполняемые при обряде пожелания благословения и заклинания, моления, посвятительные песнопения называются “алгыс” (от глагола ал5аа — благословлять, доброжелательствовать, приветствовать, заклинать, молить, славословить).

         Алгыс — это благословление, благопожелание и  традиционная обрядовая культура якутов. В сущности алгысами якуты обозначали различные виды произведений обрядовой поэзии – благопожелания, благословления, молитвы, заговоры, заклинания, и гимны. Алгыс является молитвенным обращением к духам и богам. В нем сохранились традиционные формы  ритуально – интонационного поведения. Жанр алгыса у якутов определяется по формуле «я пою для них». В традиционной культуре якутов он произносился в торжественной обстановке ведущим обряда — алгысчитом или Айыы ойууном. В определенных частях ритуала протяжному возгласу ведущего обряда вторили окружавшие его юноши и девушки их называли битииситами. Обрядовая культура народа Саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов.

Проблема этнопедагогики обрядовой культуры народа Саха проистекает как из объективных, так и субъективных условий. Поскольку обрядовая культура сложный феномен, его следует рассматривать как единая система, а все составляющие которой трансформируются в изменяющемся образе жизни народа. В Республике Саха в последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и культуре.

  В настоящее время, особенно важным становится сохранение роли традиционных форм жизнедеятельности якутов, а частности всех обрядов и алгысов в том числе, как важнейших элементов культуры якутов. Обряд и алгыс играют ключевую роль в формировании личностных качеств. В нашем республике есть немало алгысчитов, которые духовно воздействуют на каждого жителя, в том числе и иноязычных представителей этносов. При исследовании механизма воздействия алгыса на носителей других языков важно подчеркнуть наличие в алгысе многих функциональных назначений.

Культуру якутов условно можно разделить на такие традиционные элементы как религия, мифология, обрядность, фольклор и т.д. Все составные культуры якутов сложились в эпоху господства мифопоэтического мышления. В текстах алгысов существуют разновременные представления о мировоззрении, мироощущении, миропонимании что определяет полисемантичность знаков и понятий традиционной культуры, изучение которых может способствовать реконструкции этно и культурогенеза.

Все божества имеют свою силу, предназначение, принимают участие в жизни человека. Рассмотрим несколько примеров из лексики, отражающие мифологические представления народа.

При коллективном проведении обрядов исполнение алгысов поручалось самому уважаемому или наиболее одаренному, обладающему даром исполнение алгысов. Таких людей называли алгысчыт (заклинатель, благопожелатель). Они хорошо знали традиции обрядов, умело исполняли якутские песни в стиле дьиэ — буо.

Звуковую палитру обряда дополнял громкий топот ногами — битии, символизирующий звуки божественных табунов. Все основные обряды идут через исполнение алгыса.

Исполнители этих алгысов т.е. алгысчиты или белые шаманы играют большую роль и ответственность в обрядах. Сходство этих обрядов, т.е. алгысов, состоит в том, что все они исполняются через огонь, через духа огня. А различия алгысов завися т от объекта. Это могут быть божества, духи.

Большую роль для исполнения алгыса играла внутреннее состояние человека (ис турук). Исполнители якутских ритуальных обрядов достигали экстатического состояния позволяющего им перейти на другой уровень.

Таким образом, истоком зарождения алгыса якутов можно считать процесс разложения синкретизма искусств. Его музыкальное, поэтическое начала были заложены структурой хороводных песен якутов. Алгысная формула хороводных песен стала почвой для становления функционально­ — стилистических особенностей нового жанра якутского фольклора.         Композиционно сложившийся жанр — алгыс можно найти в текстах олонхо, т.к. олонхосуты были насителями фольклорной традиции и знатоками обрядовой культуры народа. Только после олонхо выходит новый жанр якутского фольклора — алгыс. Он произносится во время обрядового действия, значит, сохраняет в себе элементы синкретизма: мимическую «игру» или действия. Его не только произносят вслух, но также и поют, т.е. алгыс имеет музыкальное (поется) и поэтическое (имеет текстовую структуру) начала синкретизма.

        Как стало известно из предыдущего параграфа, что обрядовая поэзия связана с традиционным мировоззрением древних якутов и появилась почти вместе с ним как преклонение и почитание всемогущих божеств — айыы, духов природы среднего мира — иччи. Это культово-обрядовое действие совершается сейчас на свадьбах, на национальном празднике ыьыах, в различных торжественных случаях, на охоте и т.д.

        Алгыс удаляет неблагоприятные моменты будущего, для того, чтобы добиться благосклонности потусторонних сил — божеств — Айыы и духов — иччи, их надо восхвалять и угощать пищей. Таким образом, все значимые социально-производственные действа обязательно начинаются с алгыса. По верованиям якутов, если не испросить благопожелания у божества — Айыы и духов — иччи, то значимые социально­производственные действа могут не достигнуть результата, т.е. все действа имеют кроме своего материального начала и скрытый мифологический смысл и этот скрытый мифологический смысл раскрывается именно в форме благопожелания. Заклинание на свадьбе — урууалгыса произносит самый старший член рода, дух — иччи огня угощается жирной, молочной пищей и оладьями. В некоторых случаях в огонь бросаются три пучка белых волос конской гривы. При совершении алгыса Дух-хозяин огня всегда выступает в качестве посредника при общении с божествами Айыы и духав — иччи.

        Алгыс — заклинание является живым, постоянно развивающимся культом, он сопровождает всю жизнь человека от рождения до самой смерти, связан с комплексом инициационных обрядов и др. Все значимые действия индивида и коллектива до сих пор сопровождаются проведением алгыса. Большие алгысы произносят избранные и специализирующиеся люди — алгысчыты, а малые, бытовые формы может исполнить любой человек.

педагог дополнительного образования,

руководитель фольклорной группа ансамбля «Амма чэчирэ»

Харитонова Сахаяна Васильевна

октябрь, 2021 г.