Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Применение групповых и игровых технологий на занятиях кружка

Яковлев Егор Семенович

педагог дополнительного образования

МБУДО амгинского ЦТР им. О.П. Ивановой — Сидоркевич»

 

В современном образовании занятиях кружка занимают не менее   значимое место  в воспитании детей. Занятия кружка формируют у обучающихся универсальные учебные действия, которые в свою очередь способствуют формированию социализации. Главная цель занятий заключается в том, что ребенок достигает личностных результатов. Поэтому на занятиях кружка у них формируются ведущие черты творческой личности: творчество, духовность, интеллект, самодисциплина, самореализация, стремление к саморазвитию.

Наиболее оптимальными, для реализации активности обучающимися на занятиях, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими обучающимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные занятия кружка расширяют возможности обучение внося атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.

В своей практике я применяю игровой метод работы в групповой деятельности. Потому что, при проведении  практических занятий  возникают трудности в  одновременном обучении 15-16 детей.  Это связано с  ограниченным  количеством станков, ручных электроинструментов и инструментов. Проведение практической работы на токарных, сверлильных станках за одно занятие невозможно, потому что обучающийся не полностью усваивают  устройства и  механизмы работы  станков, инструментов. Не успевают  приобрести навыки и сноровки при работах со станками и инструментами, снижается качества обучения,  у менее слабых  воспитанников снижается   интерес к учению и  самоуверенности к себе. Как сделать так,  чтобы обучающийся не только не потеряли интерес к занятиям, но и сами бы стремились к получению новых знаний,  умений и  усвоили   более качественно изучаемую тему. Например,  на несколько  занятиях по теме                         творческого проекта «Путешествие в мир мебельных фабрик»  форма занятия игровая, вид деятельности групповая для достижения этой  цели я разбиваю коллектив кружка  на группы. Это занятие проводится после изучения раздела «Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов» на уроках технологии. Обучающимися  объясняю,    что такое серийное  и  цеховое производство, и где она применяется. Эту  технологию используют в мебельных фабриках при  производственном процессе. Наглядно показываю этапы производственных операций. Какие новые специальности и технологии требуются для работы в цехах и фабриках  для производства бытового инвентаря. Занятия начинается с творческого проекта. Творческий проект проводится на конкурсной основе по группам. Выбирается лучший проект. Далее создается чертежи, сборочный чертеж  распределяемые по группам. При составлении технологической карты, учащихся в группе могут разделить и поэтапно составить технологическую операцию из расчета сэкономить время, а также учащихся могут получить в виде домашнего задание, ведь при составлении технологической карты потребуется немалого времени. Группам (цехам) выделяется рабочая площадка, оборудования, подручные приспособлении и различные инструменты с расчетом какую деталь изделия они будут обрабатывать. Проводится инструктаж по технике безопасности.  После инструктажа каждая группа получает и  выполняет определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Коллектив кружка,  распределяю по группам,  состоящим из 3-4 человек с условным названием цеха по производству   деталей кухонного мебеля. Состав группы должен быть непостоянным, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Из более опытной обучающихся назначаются руководители группы.  Руководитель и состав группы  подбирается по принципу объединения обучающимся с разными уровнями обученности, информированности, совместимости обучающимися, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Например:  обучающимися, определившись с местом рабочей площадки со станками начинают,  работать как цехи. Цех по обработке ножки табуретки на токарном станке, цех по обработке сиденья табуретки, отделочный цех, сверлильный цех и сборочный цех. Каждой группе выдаю чертежи деталей изделия. Обучающихся должны читать, понять и разбираться в чертежах. В  дальнейшем идет выполнение заданного задания   по цехам. При выполнении  задания в группе учитывается и оценивается индивидуальный вклад  каждого  члена группы. Каждый цех  обрабатывает только те детали,  которые им даны. Если обучающихся допускают  ошибку  в первых деталях,  то последующем они уже стараются не допускать те же  ошибки. Понимая что из за работы каждой группы зависит успех всего коллектива ( класса). При обработке  одного типа деталей изделия  у членов группы  повышается качество умений  и  навыков  обработки деталей.  Через обсуждения в группах могут появляться, идеи улучшения обработки и приспособлений. У каждого обучающийся  проявляются свои индивидуальные  способности. На   заключительном этапе занятий обсуждается о  работы  групп, высказываются дальнейшие  идеи и преобразования на  этапах обработки. Анализируются  допустимые ошибки и их устранение в дальнейшем. Таким образом, работая,  группами на  несколько  рабочих площадках  достигается охват большего количество обучающихся. Подобные занятии дают прекрасные результаты. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для обучающимся представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими ровесниками.

Участие обучающихся в таких играх способствует их развитию настойчивости, стремлению к успеху и различные мотивационные качества. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, ограниченности и замкнутости. При взаимодействии игровой и групповой деятельности появляется чувства соревновании между группами,  но и ответственности перед коллективом,  что очень важно личностной развитии каждого обучающимся. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней обучающимся, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

По мнению М. Новик, групповая работа преследует следующие цели:

  1. Улучшение информированности членов группы, при этомразвиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.
  2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.

3.Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

  1. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи – путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

— дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

— дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

— дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в коллективе –это функции контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование).

— дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Итак, учебное сотрудничество, направленное на воспитание обучающихся , способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками.

Поэтому, групповые технологии – одна из наиболее продуктивных форм организации сотрудничества воспитанников. А использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д. Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, повышение качества трудоспособности на занятиях кружка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.

Каждая занятия должна носить не только обучающий характер,  но и иметь воспитательную цель. Воспитательная цель занятия, проведенного в форме игры – состязания, — научить детей взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувство ответственности, способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство локтя. Дети учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия, радоваться успехам товарищей. Элементы игры позволяют сделать урок нетрадиционным, а использование подготовленных карточек, схем, таблиц – выполнить большой объем учебно-воспитательной работы. Большую часть этих дидактических материалов нужно использовать при изучении материаловедения. Таким игровым и групповым методом учащиеся получают наибольшего количества времени практического умение, навыки обработки материала, заодно ознакомятся производственной технологией предприятий  а также специальностями цехового технологического производства.

Использованная литература:

  1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

  1. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1977.
  2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Педагогика, 1989.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.
  5. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. — М.: Просвещение, 1975.
  6. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. — М.: Просвещение, 1990.
  7. Методическое пособие для образовательных учреждений  ид ООО « Витязь – М» 2010
  8. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс учебник для общеобразовательных организаций / А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко- Вентана – Граф2015
  9. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс учебник для общеобразовательных организаций / А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко- Вентана – Граф2013
  10. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс учебник для общеобразовательных организаций / А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко- Вентана – Граф2015
  11. Сборник нормативных документов Технология. Примерные программы по технологии Э.Д.  Днепров, А.Г. Аркадьев 2008
  12. Н.Н.Малюков, В.К.Устименко. Методические указания. Москва 2003г.
  13. С.А.Смирнов. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Издательский центр «Академия». Москва 1999г.
  14. Г.И.Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. Издательский центр «Академия». Москва 2002г.
  15. В.М.Казакевич. А.В.Марченко. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Издательство «Дрофа». Москва 2000г.
  16. Е.В.Якушина. Методические рекомендации. Издательство «Интерсигнал» Москва 1997г.