Презентация Золотые струны 2016 год
Приобщение школьников к творчеству через живую музыку
Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни…
Без музыки трудно представить себе жизнь человека.
Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…
Д.Д. Шостакович
Увлечение музыкой началось с того, что маленькую меня мама отвела за ручку в Детскую музыкальную школу и отдала в класс «фортепиано». Меня привлекало то, что, переступая порог музыкальной школы, я оказывалась в прекрасном Царстве – Царстве Музыки, где в воздухе царило что – то неуловимо тончайшее, восхитительно трепетное и удивительно увлекательное… Тогда ещё , в детские годы я занималась в творческом кружке юных талантов Ольги Петровны Ивановой – Сидоркевич. И песня «¥румэччи манан ат», «Куэрэгэй» в моем исполнении, часто звучала по республиканскому радио, радовало моих близких и родных.
Всё это послужило предопределяющим при выборе моей будущей профессии. Не было сомнений, что я выберу профессию, связанную с музыкой и культурой.
В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира и одним из лучших средств является музыкально-художественное творчество ребенка.
Вот уже пятнадцатый год с 2002 года в стенах Амгинского Дома детского творчества им. О.П. Ивановой — Сидоркевич являюсь руководителем детского объединения «Золотые струны». Своих воспитанников приучаю к живой музыке популяризации и поднятию интереса игры на гитаре среди подростков. С каждым годом увеличивается число детей, интересующихся живой музыкой. и такое мнение не у меня одного. С давних времен философы, психологи, искусствоведы, в том числе и музыканты, отмечают глубокую связь между духовностью и художественным творчеством и считают, что художественно-эстетическая деятельность служит своего рода двигателем духовного обогащения.
Воспитанники с большим воодушевлением занимаются в объединении, получают эстетическое наслаждение, исполняя песни на гитаре. В условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Занятия по гитарному кружку способствуют самоутверждению подростков, их становлению как гармоничной личности, самоорганизации себя.
Как педагог дополнительного образования, быстро и легко нахожу общий язык с детьми, увлечь их творчеством. В 2008 г. впервые по республике разработала и внедрила в практику авторскую образовательную программу «Гитарная песня», и методическое пособие «Саха оҕолоругар түргэн ньыманан алта струналаах гитараҕа оонньуурга уэрэтии». Особенностью пособия является то, что она написана на якутском языке. Методическое пособие дает возможность изучить музыкальную грамоту, доступен для восприятия учащихся и вызывает заинтересованность к гитарному искусству и рассчитан на широкий круг исполнителей.
Работа представляет собой уникальный учебный материал по игре на 6-струнной гитаре. Авторское пособие состоит из 7 основных разделов, введения и заключения. В VI разделе представлена аккордовая фактура с наглядными схемами, что облегчает процесс игры на гитаре. В следующем разделе проделана огромная работа по сбору песен Амгинских мелодистов с аранжировкой изложения, аккордовой последовательностью каждой песни. В общем собрано 10 песен мелодистов улуса. Активно пропагандирую песен авторов мелодистов Амгинского улуса, среди которых – Дмитрий Емельянов, Иннокентий Сивцев, Афанасий Кузьмин, поэта-песенника Семена Капитонова и многих других.
Пособие заняла 1 место в республиканском конкурсе авторских образовательных программ, учебно-методических материалов, виртуальных ресурсов по дополнительному образованию детей, (методическое пособие по обучению игре на шестиструнной гитаре) и награждена дипломом 1 степени Всероссийском дистанционном конкурсе работников образования «Лучшая методическая разработка».
Творческий процесс — это развитие творческих способностей детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание детей средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением, игры на инструменте, изучения культуры своего народа и его истории.
Гитарная песня — это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, ощутить красоту отечественной песенной культуры. Это романтика! Это распространение живой музыки. Ребенок имеет право на творчество, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому работа педагога должна обеспечить ему высокий профессиональный уровень освоения образовательной программы.
Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте дети приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл. Знать, любить и уважать культуру своего народа. Кружковцы, уже обучившиеся играть, привыкшие петь хорошие, настоящие песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение песен и романсов в молодежную среду. Участие ребенка в сохранении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье, благотворно сказывается на проживании им жизненных стадий детства и отрочества. Их серьезное увлечение поддерживают и сами включаются в эту деятельность родители и братья, сестры. Поэтому ребята очень дорожат занятиями в кружке.
Мои воспитанники имеют множество высоких достижений, активно участвуют в различных мероприятиях наслега, улуса и республики. За это время воспитала не одно поколение учащихся к владению музыкального инструмента – гитары, к эстрадному искусству, а также постоянно веду работу по патриотическому воспитанию учащихся улуса в этой сфере.
Являюсь активным пропагандистом гитарной песни. С 2008 г. принимаю активное участие в конкурсе гитарной песни посвященный памяти мелодиста Николая Сибирякова в рамках Республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа» работников образования. С 2006 года реализую улусный проект «Гитарам нарын дор5ооно» в памяти мелодиста Д. Емельянова. В первом улусном конкурсе гитарной песни приняли участие 38 молодых исполнителей живой музыки. Этот конкурс стал для меня важным творческим проектом в моей дальнейшей педагогической работе и пропаганде живой музыки не только в улусе, но и в республике.
Постоянно участвую на различных конкурсах гитарной песни: награждена дипломом «Гран- при» на улусном конкурсе «Гитарам нарын дор5ооно» (2008 г.), победитель конкурса гитарной песни в номинации «Истин иэйии» в рамках республиканской педагогической ярмарки (2008г.), дипломант 3 степени республиканского конкурса «Сырдык санаа ситимэ» в рамках республиканской педагогической ярмарки «Образовательная среда 2010».
Опыт моей работы позволяет считать, что развитие эстетического отношения к собственной деятельности у детей вполне осуществимо и действительно является движущей силой формирования развития художественно-творческих способностей воспитанников. Этот опыт позволил выделить основные психолого-педагогические условия достижения у детей эстетического отношения к деятельности и творческих способностей – приобщение воспитанника на доступном его возрасту уровне к решению полноценных творческих задач, то есть к эстетическому преобразованию собственного жизненного опыта, благодаря чему он открывает в самом себе потенциальную способность эстетического отношения ко всему окружающему.
Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что воспитанник посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю и дисциплину – ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов, стремление к достижению цели, воображения, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой. В процессе игры узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.
Как человек творческий продолжаю создавать новые идеи, тем самым развивая у детей чувства Прекрасного, Удивительного и Вечного.
Желаю творческих успехов, новых открытий, личного вклада в развитие и воспитание будущих граждан республики, чтоб ваша профессиональная деятельность была яркой, содержательной, интересной, результативной во благо развития образования детей. И пусть живая музыка станет хотя бы маленькой частицей их духовной жизни.
Я с музыкой встречаюсь с детства,
Соединилась с ней судьба.
И в школе музыки уроки
Околдовали так меня.
Она врывалась прямо в душу
И заставляла всё забыть,
Всё перепутать: море, сушу…
И лишь за ней, за звуком «плыть».
Ирина Петровна Васильева педагог дополнительного образования
1 категории, руководитель кружка «Золотые струны»
МБУДО «Амгинский Дом детского творчества»
имени О.П.Ивановой — Сидоркевич