Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Развитие творческого потенциала детей на примере работы вокально – инструментального ансамбля «Куйаар» Амгинского улуса

В развитии отечественной культуры огромную роль играет музыкальное искусство, которое возвышает и окрыляет человека, обогащает его духовный мир, помогает формировать его мировоззрение и эстетический вкус. Музыкальное искусство тесно связано с жизнью людей, оно оказывает большое влияние на их умы и души. Особый интерес к музыке проявляет молодёжь. Однако свои предпочтения молодые люди отдают, в большей степени, популярной и электронной музыке, не всегда позитивно влияющей на психоэмоциональное и нравственное развитие личности.

В то же время сегодня в отечественной музыкальной культуре остаётся актуальной традиция вокально-инструментального ансамблевого исполнительства, особенно поддерживаемая в последние годы средствами СМИ и положительно воздействующая на музыкальное воспитание молодёжи.

Вокально-инструментальный ансамбль как творческий коллектив, является организованной социальной группой, основная деятельность которого направлена на создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных материальных ценностей [17,c.19].

Вокально-инструментальный ансамбль имеет ряд особенностей: творческое саморазвитие и стремление к тесному творческому общению; обостренное чувство творческой индивидуальности и референтность; повышенную способность к самоорганизации и целенаправленность.

Основными признаками вокально-инструментального ансамбля являются:

1)      добровольность объединения для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время;

2)      единая цель — осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность;

3)      организационное оформление группы — наличие руководителя, органов самоуправления [17,c.25].

Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.

Одними из самых популярных вокально-инструментальных ансамблей на эстраде были «Песняры», «Земляне», «Самоцветы», «Цветы», «Веселые ребята», «Золотое кольцо», «Русская песня»[14,c.28]. Некоторые из них существуют и в настоящее время.

Особенности организации вокально-инструментального ансамбля «Куйаар»

Вокально-инструментальный ансамбль «Куйаар» начал свою деятельность с 2016 г. Идея создания ансамбля возникло в целях выполнения муниципальной целевой программы «Музыка для всех» для учеников Сулгачинской средней общеобразовательной школы им. И.И. Константинова – Дэлэгээт Уйбаан.

Работа по созданию вокально-инструментального ансамбля «Куйаар» состоял из нескольких пунктов: набор и музыкальная подготовка участников, материально-техническое оснащение, подбор репертуара, организация концертов и выступлений, профессиональный уровень руководителя, использование современных информационных технологий.

Любой ансамбль в первую очередь предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений всех его участников. Коллектив следует комплектовать из участников, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и по степени владения музыкальным инструментом. Частые репетиции и выступления, помимо профессиональных, исполнительских качеств, требуют от музыкантов и психологическую совместимость.

Для репетиционной базы было выделено помещение в Сулгачинском центра культуры и досугаим. Христофора Максимова. Кроме этого, при поддержке руководства центра были приобретены необходимые музыкальные инструменты: гитара, бас-гитара, синтезатор, барабан, микрофоны, звукоусиливающая аппаратура и т.д. В дальнейшем финансирование деятельности ансамбля осуществлялось за счет субсидии администрации Сулгачинского наслега.

Первый состав вокально-инструментального ансамбля был сформирован из 4 активных и творчески одарённых юношей 17-18 лет, уже проявившие себя в различных школьных и районных мероприятиях в составе вокального ансамбля «Үрдэл».

В 2020 — 21 учебном году, исходя из имеющегося уровня подготовки и наличия опыта участия в вокальном ансамбле, для первого состава вокально-инструментального ансамбля «Куйаар» была реализована модифицированная образовательная программа, которая включала занятия по вокалу (трехлетнее обучение) и занятия на инструментах (1 и 2 года обучения).

Занятия проводились как индивидуально, так и всем составом. Формы занятий: теория и практика соединяются на каждом занятии, сюда включены уроки по теории музыки, гармонии, слушание музыки, разбор музыкальных песен и партий, а также обучение игре на различных инструментах, отработке вокальных и ансамблевых навыков, постановка голоса.

После выпуска из школы первого состава ансамбля был набран новый состав ВИА «Куйаар». Во второй состав вошли 4 активных и творчески одарённых девушек в возрасте 12-15 лет.В настоящее время состав ансамбля следующий: главный вокалист, 1 альт, гитара;второй вокалист, 1 голос — сопрано, клавищница; вокалист, 2 голос, ударник; вокалист, 1 голос, бас-гитара.

В постоянный репертуар ансамбля включены следующие музыкальные произведения:«Кырдал кыыhа» (Х.Максимов), «Торообут дойдум Сулгачым» (Д. Михайлов), «Кукушка» (В. Цой), «Музыка» (песня худ. руководителя — А. Матвеевой) (Приложение 1), «Ийэм» (песня участника ансамбля — О. Стручковой), «Амма» (песня участника ансамбля — О.Стручковой), песни Е.Черкашиной.

Выступления и концертная деятельность подводят своеобразный итог проделанной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, и способны отразить как результаты этой работы, так и степень вовлечения учащихся в процесс. Так, участники ВИА «Куйаар» постоянно выступают на школьных мероприятиях, приуроченных к различным праздникам, всевозможных конкурсах районного и республиканского значения. Специально для выступлений были придуманы костюмы участников ансамбля: черные рубашки, серебристые галстуки-украшения в национальном стиле и повязки на голову.

Художественным руководителем ансамбля является учитель музыки Сулгачинской СОШ, который также по совместительству является художественным руководителем Сулгачинского центра культуры и досуга.  Главная задача руководителя — посредством обучения навыкам игры на различных инструментах и использования разнообразных форм индивидуальной и коллективной творческой деятельности развить у участников ансамбля широкий круг музыкальных способностей, пробудить и поддержать их творческую активность.

Современные информационные технологии, крайне необходимы для успешного развития любого музыкального коллектива. Интернет как средство распространения информации открыл доступ к различным школам обучения, в каждой из которой есть свои аспекты, полезные для формирования музыканта (новые техники, приёмы игры, репертуар и т.д.).

В качестве особенностей организации детского вокально-инструментального ансамбля можно отметить психологические особенности детского возраста. Конкретно в нашем случае — это средний и старший школьный возраст. По наблюдениям художественного руководителя выявлено, что подростки среднего школьного возраста (12-15 лет) отличаются нетерпением и желанием научиться всему сразу и начать быстрее играть на различных мероприятиях. При этом они не плохо усваивают теорию, но на практику не хватает терпения.  Поэтому педагогу нужно очень терпеливо, не перегружая заданиями, беседовать с учащимися и демонстрировать то, что получится, если постепенно и правильно осваивать материал. В дальнейшем, когда участники накопят определенный опыт и знания, они будут заниматься спокойнее, терпеливее и осознанней. Тогда задания можно давать с большей интенсивностью и сложностью. Подростки старшего школьного возраста (16-18 лет) гораздо рациональнее, целеустремленнее, вдумчивее и внимательнее. При длительной работе в команде у них появляется ощущение постоянной занятости делом и результативности этого процесса.

К особенностям ВИА «Куйаар» можно также отнести репертуар, который в основном включает якутские песни современных авторов и песни собственного сочинения. Данное обстоятельство пока не делает ансамбль чисто этническим, но в будущем, вполне возможно, что ВИА «Куйаар» будет продвигать этнокультурные традиции якутского народа за пределами республики.

В постоянный репертуар ансамбля органично вписалась песня «Төрөөбүт дойдумСулҕаччым» Данила Михайлова — участника первого состава ВИА «Куйаар». Песня лирическая, воспевает любовь к родному краю. Автор песни с нотками ностальгии, гордости и восхищения описывает удивительную красоту природы Амги, переносит слушателя к земляничным полянам и лугам, усыпанным цветами Сардаана. Слова песни легкие, звучные, хорошо ложатся на инструментальную музыку:

 

1 куплет:

Дойдум хатыҥнаах чараҥын

Суугунуурнарынырыатын

Кулгаахпароргууйдуксипсийэр

Ол мин таптыырСулҕаччым

2 куплет:

Буспутдьэдьэн сыта

Сардаанасибэккикэрэтэ

Кустукөҥүн түhэрэн

Ол мин дойдум Сулҕаччы

 

Припев:

Дойдум мүөттээхсалгына

Ахтыбыттыыкууhара

Эйиэхэ мин тиийэммин

Көҥүллүк өрөтыынарым

 

Из художественно-выразительных средств, для передачи своих мыслейавтор использует эпитеты: /…Суугунуур нарын ырыатын…, /…Дойдум мүөттээхсалгына…

Еще одним произведением из репертуара ВИА «Куйаар» на патриотическую тему является песня «Амма». Данное произведение написано лидером и главным вокалистом действующего состава ансамбля — Стручковой Олесей.

 

1 куплет:

ЫраасАммаөрүстээх

Сардааналааххонуулаах

Аммасирэ-дойдута

Туохтан да эн күндүгүн

2 куплет:

ЫраасАммамсалгына

Өрүүүөрдэр сүрэхпин

Айылҕатакэрэтин

Олусдьиктикөстүүлээх

 

Припев:

Аммаммиэнэкэрэҕин

Дойдуммиэхэчугаскын

Оҕо сааhымаргыhа

Аммаммиэхэбуолаҕын

 

Музыка на данную песню была также придумана самим авторов, потом уже с участием педагога она была доведена до окончательного варианта.

В отличие от первого произведения, песня «Амма» более искренний, автор как будто поет о том, что видит. Тогда как «Төрөөбүт дойдум Сул5аччым» является как бы воспоминанием лирического героя о своей родине.

Сравнивая две песни, можно проследить динамику развития творческого потенциала обучающихся ВИА «Куйаар». По сравнению с творчеством Олеси Стручковой (14 лет), в песне Данила Максимова (17 лет) описываются более зрелыечувства, настроение песни более лирическое. Если сравнивать произведение Олеси Стручковой, то можно проследить развитие художественного слова, песня «Амма» является более прост по использованию художественно-выразительных средств. Таким образом, можно сделать вывод, что возраст и эмоциональная зрелость участников ансамбля влияют на развитие их творческого потенциала.

По наблюдениям художественного руководителя выявлено, что подростки среднего школьного возраста (12-15 лет) отличаются нетерпением и желанием научиться всему сразу и начать быстрее играть на различных мероприятиях. Тогда как, подростки старшего школьного возраста (16-18 лет) гораздо рациональнее, целеустремленнее, вдумчивее и внимательнее.

Анализ авторских песен участников ансамбля выявил, что возраст и эмоциональная зрелость детей влияют на развитие их творческого потенциала.

В заключении можно сказать, что обучение детей вокальным традициям является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия музыкой пробуждают у школьников интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру и художественную самодеятельность всей школы.Разработанная программа образовательного процесса ВИА «Куйаар» направлена на приобщение ребёнка к искусству пения в вокально-инструментальном ансамбле, развитию мотивации к творчеству, формированию высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.         Участники ВИА «Куйаар» постоянно выступают на школьных мероприятиях, приуроченных к различным праздникам, всевозможных конкурсах районного, республиканского, российского и международного значения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что участие в различных мероприятиях позволяет учащимся почувствоватьсебя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводитк раскрытию творческого потенциала.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. — Москва, 2014. — 718 с.
  2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2003. — 336 с.
  3. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном воспитании, просвещении, образовании / Б.В. Асафьев. — Москва, 1965. — 151 с.
  4. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. — 1997. — №9.- С.5-9.
  5. Аспелунд, Д.Л. Основы постановки голоса в хоровом кружке / Д.Л.Аспелунд. — М., 2009. — 83 с.
  6. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. — Москва, 2017. — 340 с.
  7. Бровко, В.Л. Азбука аранжировки / В.Л. Бровко. — Санкт- Петербург, 2013. — 84 с.
  8. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. — М., 2011. — 675 с.
  9. Дмитриевский, Г.А. Хороведение и управление хором / Г.А. Дмитриевский. — Москва, 1957. — 106 с.
  10. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки / В.В. Емельянов. — Тюмень, 2011. — 79 с.
  11. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.пособие для студентов вузов культуры и искусства / А.Д. Жарков. — М., 2015. — 288 с.
  12. Золотарева, А.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В. Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина. — М., 2016. — 399 с.
  13. Краснощёков, В.И. Вопросы хороведения/ В.И. Краснощёков. — Москва, 1968. — 300 с.
  14. Никольская-Береговская, К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: от Древности до XXI века: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Ф. Никольская-Березовская. — Москва, 2013. — 304 с.
  15. Переверзев, Н.К. Исполнительская интонация / Н.К. Переверзев. — Москва, 1989. — 208 с.
  16. Ровнер, В.Е. Вокальный ансамбль. Методика работы с самодеятельным коллективом: учеб.пособие / В.Е. Ровнер. — Ленинград, 1984. — 63 с.
  17. Сайфулин, Д.В. Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям / Д.В. Сайфулин // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита, 2016. — С. 135-137.
  18. Теория и методика музыкального образования детей: научно-метод. пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. — М., 2016. = 421 с.
  19. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. — Санкт-Петербург, 2015. — 320 с.
  20. Чесноков, П.Г. Хор и управление им / П.Г. Чесноков. — Москва, 2015. — 200 с.
  21. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тульчинский,_Григорий_Львович

Выполнила: Матвеева Александра Николаевна

педагог дополнительного образования Амгинского центра творческого развития

им. Ольги Ивановой — Сидоркевич, руководитель