Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Упражнения по развитию речи детей младшего школьного возраста с использованием игровых технологий

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая якутский язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуком), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться своим родны языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном и в младшем школьном возрасте «Весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью якутского языка, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка». На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменный речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по новому–связано, систематически, продуманно, строит свою якутскую устную речь.

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, развивает произвольную словесную память.

Алексей Иванов-Кундэ «Төрөөбүт төрүт тыл»

Төрөөбүт төрүт тыл

Сөрүүн сүөгэй курдук

Өңүрүк куйааска

Утађы аһарар…

 

Пересказ и рассказ

Пересказ рассказов, басен, олонхо (с помощью кукол) способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течении дня: в школе, на улице, дома. Такого рода занятия помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется принимать следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто текст олонхо, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на занятии). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное с помощью кукольного театра. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей олонхосутов, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

Скороговорки

Скороговорки — эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей. Например:

— сурэђэ суох ођо туһунан:

Сүрэђэ суох сүүс сүбэлээх

Үлэђэ тахсарга үтүлүгэ сүтээччи,

Саһааны таһарга саппыккыта саһааччы,

Бэл тиэтэл сырыыга

Бэйэлиин мэлийээччи.

— Киһи тылын истибэт, туохха да кыһаммат ођо:

Саңар саңарыма

Саараама кыһаллыбат,

Эт этимэ

Этин таттарбат,

Ытаа-ыллаа

Ыыра ымыттыбат:

Олорбутун курдук олорор,

Сыппытын курдук сытар,

Турбутун курдук турар.

— Сууммат-тарааммат, бэйэтин көрүммэт ођо:

Буора буолунай,

Быыла баһаам,

Сыыһа сылбах,

Кирэ киилэ,

Баһа мөһөөх

. . . . . . . . .

— Уордаах, охсуһуук ођо

Хадаар көнөт харађа күөх,

Бөтүүктүү тэбиик, ођустуу кэйиик,

Кыраны кырбыыр, оччугуйу охсор,

Кыыһы ытатар. Уолу орулатар.

. . . . . . . . . . . . .

Для достижения максимально быстрого выразительного чтения следует выполнять следующие упражнения.

Упражнении для языка:

— тылы айах иһигэр уеһээ, аллараа токурутуу, ыстааһын, уңа, хаңас хамсатыы;

— тылы бэлэс диэки иһирдьэ анньыы;

— айаххын атан аллараа түһэрэн баран, тылгын ыалдьыар диэри муннугар тириэрдэ сатааһын.

Выполение этих упражнений способстует четкому произношению слов и выразительному чтению.

Упражнения для губ:

— уоһу «о», «ы» дорђооннорунан ырбатан хамсатыы.

— уоһу «У» дорђоонунан төгүрүтүү, чорботуу.

— уоһу чорботон баран иннигэр уһатыы, уңа-хаңас хамсатыы.

— «а»,»о», «у», «ы», «э»,»ү», «ө» дорђооннору сөпкө, ыкпакка эрэ холкутук тыын таһааран саңарыы. Испитинэн сөпкө тына үөрэнэбит.

 

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для четкого выражения слов:

— гбда-гбды, гбдо-гбду, гбдэ-гбди, гбдө-гбдү;

— смта-смты, смто-смту, смтэ-смти, смтө-смтү;

— прта-прты, прто-прту, пртэ-прти, пртү, пртө;

— кнга-кнгы, кнго-кнгу, кнгэ-кнги, кнгө-кнгү.

— лча-лчи, лчо-лчу, лчэ-лчи, лчө-лчү.

— Харыйа-хоруйа,

— Лаглай-лыглый,

—  Холбуйа-халбыйа,

— Логлой-луглуй,

— Хаакыр-кыыкыр,

— Лэглэй-лиглий

— Наннах-ныннах

-Ноннох-нуннух

— Нэннэх-нинник

— Нөннөх-нүннүк

Игры «в слова». Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова (Куома уоһа хараарбыт), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

«Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (Үрү..) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (… мэччи).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные по значению: Кылгас — Сытыы — Ыраас — Улаханнык — кылгас — Чэгиэн — Кыайыы — и т.п.

«Перевернутые слова»

Ребенку предлагается найти в якутские слова где и наоборот и так прочтут одно и то же слово.

Пример: Саас,сүүс, харах, хоннох, кулук уо.д.а.

Можно усложнить задачу и дать найти слова где значения имеют по два смысла в одном слове.

Пример: Хаас (брови, гуси), Арыы (масло, острог), Ый (месяц, покажи).

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1—2 и 3—4 классов. Для детей 7—8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», — ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести высказывание Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью».

Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Смысловая память основана на понимании, т. е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи — крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П.Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Удобнее всего использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?»

Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть — выделение смысловых опор, вторая — составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

Таким образом, использование данной системы позволяет ребенку четко и ясно сформулировать устную и письменную речь. Позволяет легко и непринужденно выговаривать трудные слова, развивает логическую речь  и память.

Кириллина Анна Михайловна

Педагог дополнительного образования

 МБУДО «Амгинский ЦТР им.О.П.Ивановой-Сидоркевич»