Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Журналистская деятельность — путь к самореализации

Дополнительное образование реализует деятельностный подход, так как создает пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Ведь его цель – сделать жизнедеятельность ребенка творческой и продуктивной. Эта сфера развития личности направлена на подготовку к будущей самостоятельной жизни, на обеспечение успешности в социуме. Дополнительное образование дает возможность „вывести личность ребенка в режим саморазвития“ .

Занятия по дополнительному образованию помогают подростку самоопределиться – осознать происходящие процессы развития, вызвать их мотивацию, научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития и самосовершенствования. Составляющие процесса самосовершенствования – самопознание, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.

Как поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению? Через самоуправляющие механизмы развития личности, через включение в содержание образования знаний, умений и навыков самореализации. Как утверждают психологи, факторы мотивации обучения обучающихся основываются на естественных потребностях человека в саморазвитии, самовыражении, самоуправлении и самоопределении. Таким образом, внутренняямотивация деятельности обучающихся формируется посредством нравственно волевого самоуправляющего механизма личности.

Самоопределение личности включает процесс познания себя (самодиагностика), прогнозирование, планирование своего места в окружающем мире, формирование, изменение себя для достижения своих притязаний.Потребность в активной деятельности, ее успешное решение выводят ребенка на этап самоактуализации и самореализации.Ведущей мотивацией становится не внешне сознательная, а внутренняя нравственно – волевая мотивация.

Формировать соответствующие умения через практическую деятельность можно и нужно используя систему дополнительного образования. Опыт работы пресс –студии „Юный журналист“ при Амгинском доме детского творчества имени О.П. Ивановой — Сидоркевич наглядный тому пример. Ведь в деятельности пресс- студии особое внимание уделяется самоопределению и саморазвитию подростка. А также пресс-студия дает им возможность самореализоваться в плане журналистики.

Журналистика — очень интересная профессия и многие школьники, мечтают стать журналистом. В журналистике они приобретают такие качества как коммуникабельность, любознательность, эрудицию, творческие и художественные способности, хорошую память, образное мышление, тактичность, мобильность, стрессоустойчивость, умение работать в команде.

Свою творческую деятельность пресс- студия начала с сентября месяца 2006 года. В первый год работы пресс – студии занимались учащиеся 9 и 10 классов АСОШ №1. Работа велась по программе Черновой Э.С. педагога Мирнинского центра дополнительного образования „Основы журналистики“. На втором году работы пресс- студии была разработана адаптированная программа деятельности пресс- студии „Юный журналист“ рассчитанная на 3 года. Курс основы журналистики по программе проходят 2 года, а на 3 году обучения они изучают основы и историю становления якутской литературы.

Программа адресована для подростков 13- 17 лет. Именно в этом возрасте они проявляют большой интерес ко всему происходящему вокруг них. Обучаясь в пресс- студии они учатся выявлять интересные факты, события которые происходят не только в школе но и внутри улуса, республики. Учатся составлять вопросы интервью, брать интервью, собирать нужную информацию и самостоятельно работать над материалом публикации. Учатся излагать свою точку зрения на решение проблем которые они ставят в своих статьях, заметках. А также приобретают первичные навыки работы журналиста. Желающим поступить на ФЛФ отделение журналистики пресс- студия является первой ступенькой к освоению профессии. Выпускники 2008 года Новоприезжая Луиза и Иванова Лена окончив факультет журналистики сейчас успешно работают в сфере СМИ. Если даже не все выпускники студии выбрали профессию журналиста они находят свое место в обществе. Работают редакторами редколлегиях газет учебных заведений или выступают в качестве корреспондентов.

За годы работы пресс- студии юнкоры принимают активное участие внутриучрежденческих,наслежных, улусных, республиканских конкурсах, мероприятиях. Подготовка и участие в конкурсах, литературных чтениях, выступления на научных – исследовательских конференциях, олимпиадах по журналистике, дает им стимул и толчок для саморазвития, самоуважения к себе и другим, а победа на этих конкурсах, чтениях придает им чувство самоуверенности в любой ситуации.

Каждый год программа корректируется и вносятся новые дополнения исходя из интересов обучающихся. Но основной курс журналистики не меняется могут быть изменены лишь некоторые темы. Особое внимание в работе пресс- студии уделяю публикациям обучающихся. Именно публикации являются первым шагом для их самореализации. В своих заметках, статьях они затрагивают проблемы загрязнения экологии, проблемы отношений отцов и детей, подростков, сейчас когда я читаю статьи своих обучающихся удивляюсь их находчивости и открытости иногда и наивности, но в этих статьях пронизывается их любовь и отношение к окружающему их миру. Они не только указывают на проблему, но и стараются найти пути их решения. Как отмечают психологи , в подростковом возрасте дети подвержены к насилию, употреблению наркотиков и алкоголя. Но если они заняты своим любимым делом , то они могут быть ограждены от отрицательного влияния окружающей среды. Находясь в роли журналиста ребята призывают своих сверстников соблюдать этикет в общественном месте, вести здоровый образ жизни, помогать старшим, не обижать младших сестер и братьев, уважать и любить своих родных и близких. Не тратить время впустую, думать о будущем расчитывая только на себя.

Благодаря занятиям в пресс – студии «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся общению с людьми разного возраста и профессий, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры личности.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д.Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Индивидуализация обучения в дополнительном образовании осуществляется со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно. На индивидуальных занятиях каждый учащийся самостоятельно редактирует свой материал и готовит его к публикации. Углубленно изучают проблемы, сопоставляют факты, анализируют события и делают выводы. Сдают материал в местную редакцию газеты „Амма оло5о“ или отправляют по электронной почте на республиканские газеты „Кэскил“, „Юность Севера“, „Эдэр саас“, в журналы „Хатан“, „Чуораанчык“. Самостоятельная работа в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения организуется с учетом возрастных и и индивидуальных особенностей. За время существования пресс-студии опубликовано более ста заметок, статей и репортажей. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

По итогам работ обучающихся в этом году напечатаны „Сборник научно –исследовательских работ воспитанников пресс-студии“ и пособие „ Свободные рыцари пера: краткий справочник терминов и понятий по журналистике; статьи, заметки, интервью, репортажи воспитанников пресс- студии „Юный журналист“.

По итогам мониторинга участий и достижений обучающихся за последние 5 лет повысилось количество и качество участий в конкурсах. Занимают призовые места в республиканских конкурсах „Тыам сирин кэскилэ“, „Дойдум — Отечество“, литературных чтениях, на улусных краеведческих викторинах, НПК „Шаг в будущее“, „Чуопчаарар о5о саас“ и т.д.

Быть успешным человеком в жизни во многом зависит от самого себя. Надеюсь на то, что мои ребята станут творческими личностями обладающими всеми качествами успешного, позитивно мыслящего человека.