Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Растим юных патриотов Республики

Зам.директора по УВР
Данилова Феврония Владимировна
МБУДО «Амгинский центр творческого развития
имени О.П.Ивановой — Сидоркевич»
Deputy Director for Educational work
Municipal budgetary institution of additional education
Amga centre of creative
development named after O.P.Ivanova-Sidorkevich
Danilova Fevroniya Vladimirovna

                                                                           Аннотация
В настоящей статье освещен опыт педагогов дополнительного образования и рассмотрен деятельность детских объединений МБУДО «Амгинский центр творческого развития им. О.П.Ивановой-Сидоркевич» по патриотическому воспитанию. Подчеркивается роль занятий дополнительного образования в формирование личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной выполнять гражданские обязанности.
Ключевые слова: патриот, патриотизм, от творчества к патриотизму, наследники Амги-Слободы, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование
Annotation
In the article presented article, reported the experience of teachers of additional education and considered work of children’s associations on patriotical raising of «Amga center of creative development». Emphasized the role of lessons additional education in development of personality who has citizen-patriot capacities of his country and who is able to do his civic duty.
Keywords:patriot, patriotism, from creativity to patriotism, the heirs of Amga-Sloboda, civil and patriotic education, additional education.

Растим юных патриотов республики.
Raising young patriots of Republic

МБУДО Амгинский центр творческого развития имени О.П.Ивановой-Сидоркевич имеет статус муниципального (опорного) центра дополнительного образования образовательным организациям РС (Я) по приказу Министерства образования и науки РС (Я) № 01-10/883 от 26.06.2019. По плану опорного учреждения за 3 года планируются различные мероприятия по проекту «Наследники Амги-Слободы» нравственно-патриотическое воспитание в системе дополнительного образования.
Для формирования патриотизма в современном мире, самые благоприятные условия имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию патриотического воспитания. Деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания, приобретает особый смысл, так как именно здесь детям обеспечивается возможность быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Важная составляющая патриотизма – это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства его традициям.
Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя: комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков.
Основным направлением по нравственно-патриотическому воспитанию в Амгинском ЦТР является раздел «Учащиеся – патриот и гражданин». Главная идея заключается в формировании гражданско-правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны. Раздел «Учащиеся и его нравственность». Основной идеей является принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений; Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Патриотическое образование и воспитание через систему дополнительного образования приобретает все большую значимость. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином своего общества. Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Основными задачами, которые ставят себе учреждения дополнительного образования в патриотическом воспитании, являются:
1.Разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма через разнонаправленную, активную, практическую деятельность.
2.Развить национальное и гражданское самосознание учащихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота.
3.Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.
4. Создать условия для проявления патриотических знаний и способностей
Со школьного музея формируется патриотическое самосознание.

Широкие возможности, для патриотического воспитания детей, имеют педагоги, связанные с деятельностью военно-патриотических объединений, музеев боевой славы, объединений по краеведению, в которые входят различные направления, такие как: военно-патриотическое, краеведческое, духовно-нравственное, гражданское, героико-историческое. Краеведческие музеи, кружки
В Амгинском улусе с.Амга работает Музей истории гражданской войны и ВОВ с разделами: Гражданская война, ВОВ; Дом — Музей им.В.Г.Короленко с разделами: Древняя Амга; История освоения Амги; История политссылки (Короленко и др);История Амги в фотографиях; Амга хлебопашная; Уголок охотника; Авиаторы Амги; Герои Социалистического труда; Знаменитые люди Амги; Амга советская. Дом музей Л.В.Киренского с разделами: Воссозданный интерьер комнаты и кухни нач. XIX века; Стенды о биографии и деятельности Л.В.Киренского.
Большую роль в учебно-воспитательном процессе оказывает школьный литературный музей-класс народного поэта Якутии В.М.Новикова-Кюннюк Урастырова. Школьный музей «Народного поэта в.М.Новикова-Кюннюк Урастырова» является хранилищем систематизированных, тематических материалов о жизни и творчестве поэта сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит литературный и краеведческий принцип. Школьный музей создан в 1992 году в Эмисской СОШ при участии педагогов школы и общественности села, улуса. Подлинные материалы о жизни и творчестве народного поэта документы хранящиеся в фонде школьного музея, входят в состав музейного фонда подлежат учету и сохранности в установленном порядке. Профиль музея – школьный, литературный, гуманитарный. Музейный предмет – документы о жизни и творчестве поэта поступившие в музей зафиксированные в инвентарной книге. Музейное собрание – экспонаты основного фонда (Стенды, раскрывающие жизнь и творчество поэта, благодарственные письма, Похвальные грамоты, Почетные грамоты, аттестаты об окончании школы, боевые и трудовые награды, личные документы, воспоминания) и экспонаты вспомогательных материалов. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты). Экспозиция музея представлена в трех стендах: 1) Оҕо сааһа, тɵрдɵ-ууһа. 2) Уһуктубут кыраай ырыаһыта. 3) Айылҕа албаннаах уола. А также в 6 выставочных витринах выставлены экспонаты по следующим темам: 1) Чээбий туһунан литература. 2) Н.Н.Чигирева (Новикова). 3) Первые изданные книги поэта. 4) Из памятных подарков поэту. 5) Личные вещи поэта. 6) Почетные звания писателя. Школьный музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах. Учащиеся по материалам музея активно участвуют в традиционных краеведческих чтениях школьников и на научно-практических конференциях.
Для реализации темы Опорного центра мы имеем филиалы в 11 школах района, где работают школьные музеи, военно – патриотические клубы, детские объединения краеведческого направления, а также кружки других видов деятельности, которые могут участвовать в реализации проекта.
На базе Абагинской СОШ им. А.Е.Кралина педагог Еримеева П.Н. ведет кружок «Музейное дело». Школьный музей имеет разделы: Гражданская война; ВОВ; Этнография; История школы; Сельскохозяйственная история села. Юные экскурсоводы знакомят посетителей музея с экспонатами и тематическими разделами.
В Болугурской СОШ работает школьный краеведческий музей. Руководитель музея педагог Никифоров Т.Т. Музей показывает историю ВОВ, этнографию и историю школы. Воспитанники музея активно участвуют на республиканских НПК, рассказывают историю школы гостям наслега.
В Соморсунском филиале работает школьный краеведческий музей имеет 4 раздела:
 1 Исторический раздел рассказывает историю наслега.
 2 Краеведческий раздел рассказывает об известных выпускниках и учителей. Здесь хранятся их воспоминания, фотоматериалы о школе, выпускниках и учителях, о пионерии и т.д.
 3 Палеонтологический раздел тут хранятся кости древних животных: мамонта, носорога, бизона. Также имеется чучела животных, обитающих в территории наслега. Также здесь хранится утварь охотников 19-20 вв.
 4 этнографический раздел рассказывает о быте наших сельчан 19-20вв.
Школьный краеведческий музей МБОУ «Амгино – Нахаринская средняя общеобразовательная школа имени П.И. Яковлева» руководитель Ефремов Я.В., как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе учащихся, родителей, педагогов, выпускников школы, ветеранов педагогического труда. Он возник как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры родного края, различных предметов и документов. На базе музея проводятся уроки, посвященные к миру в стране, уроки мужества, организуются встречи с ветеранами, старожилами, тружениками села. Проводится исследовательская деятельность учащихся в форме научных докладов и рефератов. Оформляются альбомы, выставочные экспозиции, создается Книга Памяти по поисково-исследовательской работе имен воинов-земляков, погибших на полях сражений во время Великой Отечественной войны.
Краеведческий кружок «Малая Родина» работает с 2016 года на базе МБОУ «Соморсунская СОШ». Руководителем кружка является педагог дополнительного образования Смитина М.С. Целью кружка является сохранение исторического наследия и развитие интереса к истории своей школы и наслега. Программа построена на местном краеведческом материале. В её основе — материальная и духовная жизнь села Михайловка и его окрестностей. Программа охватывает разные виды деятельности учащихся, все основные направления их развития (познавательное, эстетическое, развитие речи). Используются педагогические технологии: создание проблемных ситуаций, творческие задания (проекты), работа с первоисточниками. Запланированы экскурсии, походы, мини-экспедиции, массовые мероприятия (встречи с героями). Учащиеся активно и с результатом участвуют в муниципальной и республиканской НПК и краеведческих конференциях, конкурсах и викторинах, опубликуют статьи в газетах.
Военно – патриотические клубы
В Эмисском филиале работает ВПК «Добун» педагог Яковлев Б.С. В Эмисском наслеге с 2000 года реализуется проект автора Уварова Николая Васильевича «Конная экспедиция по историческим местам республики» с участием школьников и педагогов, родителей. Директор Захаров Г.Д. с 2014 года возобновил проект и начали экспедиции: 2015 г – маршрут патриотической экспедиции Эмис – Чыамайыкы; 2016 г маршрут Эмис – Болугур; 2017 г. – Эмис – Абага, 2018 г – Эмис – Телиги; Эмис – Сатагай – Алтан; В этом году десант под девизом «Уол о5о кэскилбит, эр киьи эрэлбит», пролегал по маршруту Эмиссы – Алтан-Сатагай-Бутэйдээх – Эмиссы. (100 км).
Педагог Яковлев Б.С. ежегодно проводит улусное мероприятие «Муцха» с участием школьников улуса, педагогов и родителей. Мунха провели в местностях: 2015, 2018 г. – на озере «Тэгэрээттэ»; 2016 г. – на озере «Абага»; 2017 — 2019 гг. – на озере «Чыраайы».
В Амгино-Нахаринском филиале действует военно-патриотический клуб «Дьулуур» руководитель Макаров Д.С. Программа военно-патриотического клуба «Дьулуур» предусматривает добровольную и обязательную подготовку граждан к военно-прикладным видам спорта. В ходе занятий Клуба, обучающиеся получают сведения об обороне государства, истории создании Вооруженных Сил, боевых традициях и символах воинской чести. Знакомятся с историей родного края в ходе экскурсий и походов, повышают спортивный уровень в ходе спортивных соревнований.
В Бологурской СОШ филиале организован ВПК «Хоьуун» под руководством опытного педагога Филипова А.Г. Участники клуба «Хоьуун» участвовали и показали высокие результаты в военно-спортивных соревнованиях республиканского, всероссийского уровня. Выпускники военно-патриотического клуба достойно служат в ряды Российской Армии, руководитель Филиппов А.Г. не раз получил письма благодарности от военных частей. Из числа выпускников есть военные служащие, сотрудники, офицеры МВД, Росгвардии, МЧС. Во время службы 3 выпускника получили государственные награды «За мужество», «За отвагу на пожаре», 7 выпускников служили в горячих точках. В настоящее время руководителем ВПК «Хоьуун» является Шестаков П.И.
От творчества к патриотизму

В Амгино-Нахаринском и Чакырском филиалах работают кружки по керамике «Мастерская керамики». Педагоги Ефремова Д.Г., Яковлев В.В. умело организуют работу по исследованию местонахождения глины на территории села и изготавливают из полученного сырья изделия, сувениры с национальным колоритом. Они воспитывают в своих детях чувство патриотизма через традиции и умения народного ремесла.
Не менее важным занятием по воспитанию детей к патриотизму в Амгино-Нахаринской школе является ансамблевая работа по фольклору. Фольклорный ансамбль «Уруйэчээн» под руководством опытного педагога практика Мартыновой Т.З. пропагандирует и распространяет фольклорное наследие села и района. Участники ансамбля ежегодно занимают призовые места на различных конкурсах, фестивалях – смотрах, так в 2018 году ансамбль хомусистов стал лауреатом 2 степени II Республиканского детского конкурса фольклорного творчества «Алаас о5олоро» в номинации «Фольклорная композиция». А также стали Обладателями «Гран-При» VII Республиканского детского фольклорного фестиваля «Хоровод дружбы».
В Болугурской СОШ работает кружок «Эстрадный вокал — Сандаара» руководитель Иванова Г.В. опытный педагог дополнительного образованияс помощью песенного искусство воспитывает у учащихся патриотический дух, любовь к своей малой родине. В школе ежегодно проводят творческие проекты «Виктория», «Битва хоров» и конкурс смотра песни и строя. По положению конкурса «Битва хоров» участники должны исполнить в первом туре по выбору Гимн школы, Гимн наслега, Гимн Республики Саха, Гимн России, во втором туре патриотическую песню. Хор исполняли совместно с родителями. В конкурсе «Виктория» участвуют только мальчики. Исполняют песни военных лет здесь почетными гостями становятся ветераны войны и тыла, труженики села. Гликерия Владимировна специально для выступления ВПК «Хоьуун» в военно-патриотическом соревновании «Снежный Барс» написала песню «Солдаты России», а также с этой песней выступали во Всероссийском конкурсе «Символы России». В репертуаре ансамбля «Сандаара» имеются песни на мелодии местных авторов мелодистов, это развивает у школьников чувство гордости за свои односельчан, прививает любовь к родной природе.Таким образом, содержание работы вокального кружка вносит свой вклад в развитие и формирование базовых национальных ценностей и в том числе в реализацию школьной программы патриотического воспитания обучающихся.
Ярким примером патриотического воспитания детей представляет опыт работы Образцового художественного коллектива РФ, детского этнографического ансамбля песни и танца «Амма Чэчирэ» при Амгинском ЦТР. На протяжении многих лет ансамбль был и остается примером для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви и уважения к своему народу, сохранению культуры и традиций, доброты и заботы, достойных граждан России. Воспитанники ансамбля не только пели и танцевали, но и вели общественную работу. Общественная работа влияет на формирование личности ребенка. О.П.Иванова – Сидоркевич использовала методику вовлечения молодого поколения в общественную работу.
Под ее руководством в ансамбле были организованы Клуб интернациональной дружбы «Эйэ» («Мир»), поисковая группа «Память», экологический клуб «Эйгэ» («Окружающая среда»). Члены этих клубов принимали участие в краеведческих, экологических экспедициях, выступали с докладами в научно – практических конференциях, акциях и других мероприятиях.
Поисковая работа – это социально значимая деятельность, способствующая актуализации личности подростка. Это воспитывающая деятельность, которой ребенок занимается добровольно, стремясь к результату и достигая поставленной цели. Она формирует нравственные основы личности, пробуждает интерес к прошлому своей семьи и своей страны. Поисковая работа, организованная в дополнительном образовании на добровольном желании ребят, способствует развитию и формированию личности, воспитанию духовно –нравственных качеств, взглядов и убеждений, формированию культуры межнациональных отношений. Поисковый клуб «Память» был создан из членов ансамбля, в честь 50-летия Великой Победы «Амма чэчирэ» по руководством Ольги Петровны Ивановой, начиная с 1990 года проводит поисковую работу в рамках республиканской экспедиции школьников «Память».
В течение четырех лет поисковой работы сделана картотека солдат, погибших и пропавших без вести на фронте с. Амги. В картотеке указаны год рождения, партийность, дата призыва, где работал до призыва, где служил, награждения, вернулся или нет, данные о захоронении, куда занесено имя солдата и откуда найдены документы. В найденных материалах поисковой группы имеются уникальные вырезки из газет военных лет, в которых напечатано о наших земляках, справки о назначении пособий сиротам, погибших воинов, воспоминания ветеранов войны, фотоматериалы встреч с ветеранами войны и др. По итогам этих работ в Амгинской улусной типографии 1995 году была выпущена брошюра «Список призванных на Великую Отечественную войну 1941 -1945 гг из с. Амга Амгинского улуса» тираж 500, руководитель Амгинского ДДТ О.П.Иванова-Сидоркевич, список составили члены поисковой экспедиции «Память-95» ансамбля «Амма чэчирэ», ответственным за выпуск работала дочь Ольги Ивановой Вера Гелярьевна Шилова. Их неоценимый труд стал примером для нынешнего поколения, альбомы сделанные своими руками юных следопытов «Память», «Дьиэ кэргэнинэн сэриигэ», «Говорят газеты военных лет», «Картотека солдатов ВОВ из Амги» являются ценным экспонатом, хранятся в музее ансамбля, пользуются научно-исследовательских работах учащихся.
Таким образом, методы и формы воспитания патриота своей малой родины на опыте работы ансамбля «Амгинские березки» показала свою эффективность. В настоящее время коллектив ансамбля продолжает традиции воспитательной работы направленной на патриотическое воспитание. В стенах Амгинского ЦТР имеется музей кабинет, рассказывающий о жизнедеятельности и творчестве основателей ансамбля «Амма чэчирэ» Ольги Петровны Ивановой и Гелярия Владимировича Сидоркевича.
Наиболее значимые достижения Амгинского ЦТР по патриотическому направлению за последние годы: в 2015 году учреждение приняло участие на республиканском конкурсе военно–патриотической направленности образовательных учреждений «Лучший план -проект и предложение по совершенствованию военно – патриотического воспитания детей и молодежи». Для участия на этом конкурсе разработали проект военно–патриотической игры «Зарница». По итогам конкурса получили полный комплект класса ОБЖ на базе Болугурской СОШ, где по плану провели улусный этап игры.
В ноябре 2016 года получили Грант главы МР «Амгинский улус (район) «Лучший проект по Развитию школьного музея». Педагог ДО Семенова А.А. реализовала проект в течение года. Вместе воспитанниками кружка «Родные истоки» перенесли архивные материалы Образцового художественного коллектива РФ, детского этнографического ансамбля песни и танца «Амма чэчирэ» на электронный вариант в фонд учреждения.
В декабре 2016 года получили Грант Главы Республики Саха (Якутия) на развитие детского движения в номинации «Я предприниматель» по социальному проекту «Дьулус – добытчик семьи». В течении года по проекту юноши из многодетных семей зарабатывали деньги для семьи, изучая традиционные виды работ по сельскому хозяйству и рыболовству. По итогам проекта были выпущены методические пособия «Төрүт үгэскэ олоҕуран уол оҕону үлэнэн иитии» адресованная для педагогов и родителей, электронная – игра пособие для педагогов дополнительного образования и учителей музыки «Ыра санаам кынаттара». Пособие отражает жизнь и творчество О.П.Ивановой –Сидоркевич, популяризирует ее песни, прививает любовь к Малой родине.
В декабре 2018 года получили субсидию администрации МР «Амгинский улус (район)» на организацию работы в сфере патриотического воспитания граждан, проживающих на территории МР «Амгинский улус (район)». По проекту методист Попов П.И. координирует и курирует работы военно – патриотических клубов, создает на каждом ОУ клубы юных армейцев. Проводит обширную работу по привлечению молодежи к гражданско — патриотической деятельности. Таким образом, все вышеперечисленные проекты, реализованные, учреждением получили высокую оценку общественности и участников проектов и стали одним из наивысших ступеней принятия статуса опорного центра дополнительного образования.
Сама деятельность, по формированию нравственно-патриотического воспитания должна иметь более конкретную, определенную структуру. А новые формы и методы должны стать началом новых принципов и подходов современного патриотического воспитания, что будет способствовать самореализации личности, ее обогащению и развитию.
В результате нравственно-патриотического воспитания, ребенок должен быть сформирован как жизнеспособная, социализированная личность с активной, твердой гражданской позицией, обладающая социально-нравственными, ценностными качествами, с развитыми способностями к саморазвитию и творческим потенциалом.

Использованная литература:
1. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования // Молодой ученый.-2012-№5.-с.405-412.
2. Быков А.К. Современное состояние и проблемы формирования патриотического сознания молодежи / А.К.Быков // Молодежь и общество. – 2010.- №4.-с.72-86
3. Сало-Фоот Ю.А. Воспитание патриота. Практика, основанная на теории/ Ю.А. Сало-Фоот// Молодежь и общество — 2011.- № 1.-с. 54-64.
4. Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Used literature:
1. L.N.Builova — Actual problems of organization patriotical raising in the system of additional education – Molodoy uchenyi. (Young scientist)-2012- №5 – с.405-412.
2. A.K.Bykov – Modern condition and problems of development patriotic conscience of young people – Molodezh i obschestvo (Youth and society) – 2010.- №4.-с.72-86
3. J.A.Salo – Foot – Raising of patriot. Practice based on theory – Molodezhi obschestvo (Youth and society)
4. E. A. Voronova – Raising the patriot of programme, activity, game – Rostov na Donu – Feniks, 2008.