Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Первые шаги по возрождению керамики Амги

Искусство изготовления различных изделий из глины издавна занимало одно из ведущих мест декоративно-прикладного творчества народов мира. Для создания керамического изделия необходимы знания о свойствах используемых материалов и их изменениях в течение технологического  процесса, о видах обработки и отделки производимой вещи. В нашей республике производство керамических изделий не развита, фарфоровые посуды,  керамические посуды, сувениры производятся под заказ в Китае.  

Местонахождение полезного ископаемого глины в нашем улусе изучен и опубликован в атласе «Атлас Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия)». Глина для керамического производства находится в древнейшем поселении Сырдык Кулун-Атахской культуры, Бологурского наслега Амгинского улуса, по археологическим исследованиям здесь жили якуты, занимающиеся гончарным ремеслом. А.И. Гоголев в своем научном труде составил таблицы типов и разновидностей керамических изделий сырдыкского поселения. Фрагменты керамических изделий доказывают, о том что в нашем улусе была развита гончарное ремесло. Сейчас нам предстоит задача изучить и обосновать технологию архаических изделий, домашних утварей. Возрождение и реконструкция материальных и духовных традиций утраченных культур приводит к сохранению традиций народа, а развитие материально-духовной культуры это важно для будущего поколения.

С 1976 по 1985гг. на территории центральной Якутии работала археолого-этнографическая экспедиция ЯГУ под руководством д.и.н. А.И. Гоголева. Впервые были выявлены и раскопаны памятники, связанные с распространением скотоводства в бассейне Средней Лены.

О происхождении якутского народа высказали свое мнение многие выдающиеся ученые. Обоснованные гипотезы дали Г.В. Ксенофонтов, С.А. Токарев, А.П. Окладников, И.В. Константинов, И.Е. Зыков и А.И. Гоголев.

Наиболее аргументированной считали гипотезу А.И. Гоголева, основанной на богатом фактическом материале кулун-атахской археологической культуры XIII-XV вв., которая явилась основным истоком классической якутской культуры XVII-XVIII вв. Ареалом распространения этой археологической культуры было Лено-Амгинское плоскогорье, именно территория Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского, Чурапчинского и Амгинского улусов. Время существования кулун-атахской археологической культуры определено радиоуглеродным методом в Москве и Санкт-Петербурге. Древнейшая пока возможная дата, определенная этим методом, — это 1320 год, т.е. первая четверть XIVв., за более чем 300 лет до прихода русских. (6.с.39) Кулун-атахская археологическая культура делится на два периода: 1) собственно кулун-атахской (или ранний) – XIV-XVвв. 2) сырдыкский (или поздний) – конец XV – XVI вв.

Время кулун-атахской археологической культуры – это, вероятно, время формирования якутской народности, которое закончилось на сырдыкском  этапе кулун-атахской культуры.

Среди керамических изделий кулун-атахской культуры  преобладают сосуды баночной и бочковидной форм. В редких случаях встречены горшковидные, усечено-яйцевидные. Большинство фрагментов керамики – со следами пищевого нагара. Обнаружены также мелкие пиалообразные чаши. Они представляют в Якутии новый тип глиняных сосудов, т.к. среди керамики из стоянок раннего железного века основными видами глиняных изделий является кувшиновидные сосуды с резко расширяющимся туловом. Венчики кулун-атахских сосудов преимущественно прямые. Выделяются сосуды со слегка отогнутым наружу венчиком. Зафиксированы единичные случаи обнаружения фрагментов сосудов с утолщенным венчиком. В целом кулун-атахская керамика относится к толстостенной. Но по сравнению с сосудами 17-18 вв. она характеризуется сравнительно меньшей толщиной стенки – 0,4-0,7 мм. Вместе с тем среди сосудов изучаемой культуры, наравне с новыми плоскодонными, сохраняются круглодонные сосуды.

Примерно в конце XV-XVII вв. произошли некоторые изменения материальной культуры кулун-атахцев. Это дало возможность выделить в изучаемой культуре второй этап, Сырдыкский,  по названию поселения, в материалах которого хорошо прослежены эти изменения.   Сырдык Сулус находится в Болугурском наслеге Амгинского района, входящего в состав центральных районов Якутии. Оно расположено в 20 км. К западу от с.Бологур; на пойменной террасе р. Амга и состояло и 8-ми жилищно-хозяйственных построек. Остатки строений на современной дневной поверхности, как и в предыдущих поселениях кулун-атахской культуры, четко выделялись в виде четырех угольных оснований, очерченных по краям низкими оплывшими валами. (5. С.97)

Материалы, которые нашлись на Сырдык Сулус: черепки глиняных посуд разной формы, украшенные орнаментом, остатки котла, наконечники от лука, каменные плошки, формы, в которых изготавливались украшения, ожерелья из нефритовых и бирюзовых бус. Основными находками являются многочисленные фрагменты керамики  Масса сосудов в большинстве случаев составлена их хорошо отмученного глиняного теста, в котором прослеживается примесь шамота и речного крупнозернистого песка, Керамический инвентарь дополнен фрагментами глиняного сопла от горна, глиняными формами для отливки украшений льячками, изготовленными и серой, охристой или черной глины, глиняных ножек-поставок. Археологическом памятнике «Сырдык Сулус»  был собран материал, отражающий экономику и культуру древних скотоводов. Керамический инвентарь был представлен фрагментами  толстостенной керамики, характерной для кулун-атахской культуры. Керамические сосуды имели разные размеры и формы и были как правило, толстостенными.

Многие из этих вещей в дальнейшем составили часть материальной культуры якутов XVII-XIX вв.                                                           

Памятники неолита на территории Амгинского улуса обнаружено в местностях Тегюльте, Тангха, Онньес, Дьямалах, Учугэй Хатынны, Бологур, Кюлюпчю, Покровка, Чакыр I, ЧакырII, Хотуя,  Абагаи Хайыргас, в том числе на Онньесе и Хайыргасе – погребения людей каменного века (Козлов В.И. Новое в археологии Якутии, с. 8). Археологические стоянки на территории Амгинского улуса были открыты археологами: Мочановым Ю.А., Козловым В.И., Федосеевой С.А., Лесковой Н.В.,Архиповым Н.Д.,  Гоголевым А.И.

Архаические технологии древнего силиката – первооснова древних форм, примитивными средствами созданные произведения искусства.

Выбор сырья мастером во многом определяет формы и способы его обработки: качество сырья влияет на характер примесей и формовочную массу в целом; функция и величина сосуда также находятся в зависимости от формовочной массы; не случайно также связь формовочной массы с формовкой и обжигом.

А.А. Бобринский реконструировал схему изменения традиционных навыков гончарства. Им  выделено шесть этапов процесса технологической трансформации (адаптации), начиная с изменения субстратных навыков (глины, формовочные массы) и заканчивая приспособительными (обработка поверхности и формовка).

Путем изучения и исследования археологических данных мы находим  возможности для возрождение традиционного гончарного ремесла. Многие мастера и художники на протяжении веков вкладывали свою душу в развитие искусства художественных промыслов. Каждый из них осуществлял свой вклад в общую сокровищницу искусства страны. В нашей стране сохранены разнообразные традиционные художественные промыслы и ремесла. В них находят отражение образ жизни народа, его материальная и духовная культура. И наша цель – сохранить богатейшее национальное достояние для потомков.

Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют и различные подходы к формообразованию декоративных изделий и дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах.

 

Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений. Становится необходимым вовлечение ребенка в прикладное творчество, посредством которого развиваются художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками. В конечном счете, занятия лепкой при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, трудолюбие, работоспособность, абстрактное мышление, художественный вкус, сила воли, уравновешенность, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

В нашем улусе как выше изложено, может развиваться керамическое производство. Для этого есть глина, сырье для данного производства, есть и мастера профессионалы керамисты и люди заинтересованные гончарным делом. В Амгинском Доме детского творчества имени О.П. Ивановой-Сидоркевич  при детском этнографическом ансамбле песни и танца, Образцовом коллективе РФ «Амма чэчирэ» составлен план-проект «Терут Амма туойа» с целью возрождения традиционной культуры гончарного искусства. Проект связан с деятельностью ансамбля, 80 годы с инициативой Ольги Петровны Ивановой, при поддержке начальника районного  управления образования Федорова Василия Васильевича была организовано выставка керамических изделий. По проекту в Амгинском улусе для школьников и молодежи будут проведены летние археологические, научно-исследовательские экспедиции по изучению древних стоянок, местонахождения полезного ископаемого и состава глины. В будущем планируется проведение научно-практической конференции «Керамика Амги», в рамках конференции будут проведены  семинары-практикумы, выставки, мастер-классы, курсы по подготовке гончаров-керамистов, создается сборник методике и технологии гончарного ремесла.

В этом учебном году уже начат первый организационный этап проекта,  по изучению местности поселения Сырдык Бологурского наслега и по место нахождении глины в местностях Болугур и Гора Короленко. По договору содействия с учреждениями мастер-керамист Романова Анатолия Петровича  отправил глину в Лабораторию Инженерно-технического института г. Якутска. Совместная деятельность производится и с краеведческим музеем Слободы Амгинского наслега и школьными,  наслежными музеями улуса, республики. Таким образом,  начиная с изучения производства керамики,  начинает возрождать традиционную культуру якутов.