Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Вокально-хореографическая композиция как основная форма организации духовного воспитания в детском этнографическом ансамбле песни и танца «Амма чэчирэ» (из опыта работы ансамбля «Амма Чэчирэ»)

В настоящее время существует немало проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. В наши дни остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождения и расцвета культурных традиций народов, их самобытности, духовных богатств.
Актуальность работы состоит в том, что современные дети в условиях широкого распространения средствами массовой информации элементов чужеродной культуры, насилия и безнравственности, как правило, не всегда имеют возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого своей родины.
Через вокально-хореографическое обучение в ансамбле отражается трудовая деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры родного края. А как мы знаем, культура Якутии отличается исключительным богатством и разнообразием.
В Амгинском улусе с 1980 года работает детский этнографический ансамбль песни и танца «Амма чэчирэ». Вдохновителями и организаторами ансамбля являются заслуженный работник культуры ЯАССР О.П.Иванова-Сидоркевич и заслуженный работник культуры ЯАССР Г.В.Сидоркевич, которые являлись художественным и музыкальным руководителями ансамбля.
Предпосылками к созданию детского творческого коллектива послужила кружковая работа с детьми Ольги Петровны и Гелярия Владимировича в районном Доме культуры и Дома Пионеров и школьников сначала 70-х годов до 1980 г. В составе ансамбля занимались 65 учащиеся, 1-10 классов школ №1,№2 села Амги, Мяндигинской начальной и Соморсунской средней школ.
Ансамбль состоялся из хоровой, вокальной, танцевальной, этнографической, инструментальной групп и агитбригады «Пламя». На основе этих кружков ансамбль выступал концертной программой и выступлениями агитбригады.
Результатом работы стало то, что ансамбль за творческие успехи, активную и плодотворную работу по эстетическому воспитанию учащихся, широкую пропаганду народного творчества Приказом Министерства народного просвещения РСФССР от 29.09.1988 года было присвоено звание «Образцовый художественный коллектив».
В 1988-89г.г. ансамбль работал по заказу литературно-музыкальной редакции программ для детей Центрального телевидения постановкой музыкальной сказки. В результате чего в работе коллектива появилось новое направление-музыкально-драматическое, которое в дальнейшем переросло в вокально-хореографическую композицию. Репертуар ансамбля основан на фольклоре якутского народа и народов Севера, участники ансамбля часто выезжали в фольклорные экспедиции, встречались с исполнителями народных песен. Такие встречи лежат в основе фольклорных номеров. В своих выступлениях ансамбль использован народные музыкальные инструменты: хомус, дүҥүр, дьа5а,табык, хадылы. Такое обучение оказывает положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному, личностному и духовному развитию.
В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Эта тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет их особенностей в усвоении знаний и практических навыков. Просматривается еще одна важная тенденция — построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят детей. Цепочка постепенно усложняющихся занятий — это оптимальный путь, который обеспечивает необходимое духовное, интеллектуальное и личностное развитие детей.
В духовном воспитании детей занятия в вокально-хореографической композиции выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно расширены, углублены и систематизированы. Дети быстро учатся понимать мир звуков и движений, который помогает развить заложенные в каждом ребенке духовные начала.
Так, в программе ансамбля представлены различные жанры якутского народного творчества: сказка, тойук, скороговорки, хомус, дэгэрэҥ ырыа, народные танцевальные ритмы, осуохай.
Основной акцент в обучении ставится на вокально-хореографическую композицию. Дети занимаются вокальным пением традиционных и народных песен из репертуара „Амма Чэчирэ“. Танцы сопровождаются песнями под баян. Одним из примеров такого обучения является вокально-хореографическая картина «Кюбэргэнские мастерицы», «Оленегорск ьээгэтэ», «Уйгулана», „Хаар үҥкүүтэ“, „Кыыс Амма“, „Тундара“ и т.д.
При всем разнообразии конкретных целей и задач, которые ставятся и решаются на занятиях, есть общая установка, объединяющая деятельность ансамбля. Она состоит в воспитании духовно развитых людей, знающих и понимающих искусство, культуру родного края. Единство цели определяет и единство методов подготовки обучающихся, обеспечивающих расширение их кругозора и достижение духовной развитости.
В заключение хотелось бы отметить особую, ответственную роль вокально-хореографической композиции в работе вне занятий. Особенно при выступлении юных воспитанников на сцене. Так дети на практике закрепляют исполнительские навыки, учатся общению со зрителями. С творчеством ансамбля знакомятся как с живым, наглядным примером многообразия стилей, жанров, манер через вокально-хореографическую композицию. В каждом выступлении ребят можно встретить элементы творческой фантазии педагогов и детей. Каждый концерт — это творческий отчет, поэтому рядовых концертов не бывает.
Кроме того, постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. В прошлом году мы создавали ансамбль наших бабушек «Күн Күбэйэ». Нашим баянистом-аккомпаниатором является один из талантливых педагогов, заслуженный работник культуры РС(Я) Василий Алексеевич Неустроев. Родителям очень нравится петь песни. В репертуар вошли «Табаьыт ырыата», песня нашего мелодиста Геннадия Эверстова «Аммабын туойабын», «Колхозтаахтар ырыалара», «Отуу уота», «До5оруом, ыл кэлиий”.
Ведь у нас с ними одна цель — воспитывать будущих созидателей в жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут сеять доброе, вечное. Принципы, на которых должны строиться взаимоотношения педагогов и учеников на занятиях должны быть просты: не выискивать недостатки, а суметь в каждом ребенке увидеть его лучшие качества, помочь им развиться.
А главной целью педагога – это воспитать интересных людей, личностей, которые смогут пронести любовь к искусству через всю жизнь и своей преданностью делу увлечь других.

Матвеева Анна Матвеевна
педагог дополнительного образования