Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

«Формирование основных умений и навыков обучения игре на гитаре на примере учебной программы кружкового объединения «Гитарная песня»

        Значение развития ребенка с помощью средств музыкального искусства настолько велико, что его трудно переоценить. С древнейших времен известна сила музыки, которая наилучшим образом воздействует на личность человека, облагораживает и обогащает ее. Идеалом является личность, обладающая богатым духовным потенциалом, знаниями, умениями и навыками не только в узкоспециализированной сфере, но и в различных областях науки и культуры.
Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Музыкальные школы и школы искусств помимо осуществления просветительной функции, становятся для некоторых учащихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность в становлении будущего исполнителя. Только всесторонний анализ большого числа работ музыкантов-педагогов позволяет выделить комплекс необходимых исполнителю умений и навыков. Для гитаристов данная проблема является наиболее актуальной. Как известно, в музыкальных школах и школах искусств обучение игре на гитаре только входит в практику, тогда как в популярность гитары растет. Поэтому педагогу важно чётко определить методическое направление работы с учеником и тем самым оптимизировать процесс обучения.
Необходимость совершенствования образования гитаристов в детской музыкальной школе с одной стороны, и недостаточная разработка теоретико-методических положений формирования исполнительских умений и навыков учащихся с другой стороны, определяют актуальность данного исследования.
Цель данной работы – систематизация практических и методических основ формирования исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов в центре творческого развития на примере кружкового объединения «Гитарная песня».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в кружке гитары.
Предмет исследования: педагогические условия формирования исполнительских умений и навыков учащихся в кружке гитары; уточнение специфики и характерных особенностей этой работы.
Задачи исследования:
1) На основе историческо-теоретического анализа становления гитарного искусства в России показать значимость данного инструмента в современной музыке и определить его специфику.
2) Проанализировать имеющиеся методики обучения в кружке -гитары.
3) Провести педагогический анализ произведений, входящих в учебно-педагогический репертуар.
4) Проверить в практической работе с учащимися предложенные методические рекомендации.
Учитывая, что улучшению качества подготовки учащихся способствует оптимизация разнообразных педагогических путей и средств обучения, нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой процесс обучения гитаристов в центре творческого развития будет проходить более эффективно, если:
— процесс освоения учащимися исполнительских навыков и умений будет осуществляться в виде соответствующих форм и методов учебной работы;
— на основе теоретического анализа проблемы будут определены структурные компоненты подготовки исполнителя, выявлены показатели, критерии и уровни освоения необходимых знаний, умений и навыков;
— задача формирования исполнительских умений и навыков будет рассматриваться преподавателями детских музыкальных школ как важный элемент подготовки учащихся;
— формирование исполнительских умений и навыков будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возраста, темперамента, моторного профиля и др.), активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре, в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.
Методическую основу и нормативную базу исследования составляет новая концепция образования, стандарты государственного образца, положения общей и музыкальной педагогики, психологии и музыкознания о природе музыкальной деятельности в области освоения техники игры на различных инструментах, труды по методике преподавания музыки, исследующие специфику освоения игровых движений и роль различных, в том числе проблемных методов обучения в музыкальном образовании учащихся, а также результаты научных исследований в сфере педагогики.
Следует отметить, что в России популярность шестиструнной гитары неизменно растет. Меняется и активно развивается гитарная педагогика, появляются новые методики преподавания игры на инструменте. Заполняются «белые пятна» гитарного педагогического и концертного репертуара, происходит интеграция российской гитарной педагогики в мировое музыкальное пространство. Обучение игре на музыкальном инструменте – сложный и многогранный процесс, который зависит не только от индивидуальных способностей, но и от усидчивости, характера, темперамента учащегося – все это приходится учитывать педагогу при подготовке к уроку и составлению программы обучения. Оптимизированный продуманный план позволяет учащимся обучаться легче и быстрее, а значит испытывать положительные эмоции на занятиях индивидуального обучения.
В данной работе, целью которой было систематизировать практические и методические основы формирования исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов в детском кружковом объединении, была разработана авторская программа «Гитарная песня» и методическая разработка «Ускоренное обучение на шестиструнной гитаре» для качественного обучения на инструменте.
В ходе исследовательской работы удалось сделать следующие выводы:
1. В настоящее время гитара как музыкальный инструмент находится на пике популярности. Она выполняет и функцию аккомпанирующего инструмента, и выступает в роли сольного инструмента.
2. Процесс формирования исполнительских умений и навыков гитаристов на данный момент носит практический характер, методологический аспект остается малоизученным. В Школах и Самоучителях игры на гитаре не поднимаются вопросы развития и совершенствования исполнительских навыков, а приводятся описания приемов игры и примерный репертуар. Достижение качественных изменений учебного процесса, при которых возможно успешное формирование исполнительских умений и навыков, требует научного подхода, учёта специфики обучения в музыкальных школах и особенностей личности учащихся.
3. Педагогу необходимо осознавать важность первого знакомства учащегося с инструментом и музыкой, ведь именно первые впечатления закладывают основу дальнейшей работы и отношения ребенка к музыкальному обучению в целом. В связи с этим, необходима детальная проработка занятий по формированию первоначальных навыков игры на гитаре, которая невозможна без опоры на общедидактические принципы и методы. В ходе работы удалось дать описание следующим принципам: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой. Среди методов в качестве основных были выделены метод словесного объяснения и показ на инструменте.
4. В индивидуальной работе с учащимся в кружке игры на гитаре в первую очередь необходимо обращать внимание на обеспечение правильной посадки и постановки рук, игровых движений у учащегося, на правильность расположения пальцев и движений левой руки на грифе, на развитие техники правой и левой рук, на качество звучания, на причины возникновения мышечных зажимов и способы их устранения, на правильную работу с нотным текстом. Необходимо учитывать и разъяснять учащимся физические, физиологические и психологические закономерности восприятия звука, приводящие к существенной разнице в восприятии исполняемого произведения исполнителем и слушателями. Все эти рекомендации отражены в моем авторском пособии «Ускоренное обучение на шестиструнной гитаре».
5. Важную роль играют «межпредметные» связи в процессе обучения игры на гитаре. У учащегося на индивидуальном занятии формируются исполнительские навыки, определенные теоретические общемузыкальные знания, практический педагогический опыт. Педагог, основываясь на индивидуальных особенностях учащегося, должен в каждом конкретном случае оптимизировать степень сочетания вышеуказанных аспектов.
6. Репертуар учащихся-гитаристов должен обеспечивать постепенное накопление у них технических и художественных навыков. При подборе репертуара необходимо учитывать как индивидуальные особенности учащегося, так и характерные особенности предлагаемого произведения. Очень важным является необходимость параллельного развития технической и художественной сторон учащегося.
В перспективе предполагается работа по пополнению методическими рекомендациями, репертуаром, анализом произведений для исполнения в художественных коллективах с участием гитары.
В качестве основного педагогического условия обучения будет поставлено обеспечение тесной взаимосвязи индивидуального и группового в процессе обучения учащихся гитаристов. Учебная программа кружкового объединения «Гитарная песня» занимает, на мой взгляд, очень важное место в сегодняшней гитарной педагогической системе. В рассмотренной методической системе наблюдается стройность и последовательность изучения различных аспектов. Сама методика учебной программы кружкового объединения «Гитарная песня» находится в постоянном развитии, появляются новые идеи, новый опыт. В программе частным аспектом общей методики обучения является набор приемов ускоренного обучения игры на инструменте, которые решили научиться аккомпонировать себе по слуху и буквенными обозначениями аккордов. В процессе обучения опирается на разнообразный песенный материал в творчестве якутских мелодистов.
Ожидаемые результаты:
— Уметь настраивать и ремонтировать инструмент;
— Грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте;
— Самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий;
— Сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры;
— Исполнять песенный репертуар на высоком художественном уровне;
— Узнать творчество известных авторов;
— Знать, любить и уважать культуру своего народа
Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развитие навыков ребенка для успешных занятий играм на гитаре и исполнительскими навыками на сцене, так как это должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей определенной части обучающихся, повышению их заинтересованности музыкальному творчеству. Программа воспитывает у детей интерес к живой музыке и развивает навыки игры на гитаре. Гитарная песня – это своеобразное зеркало души, позволяющее в амосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть и ощутить красоту отечественной песенной культуры.
Использованная литература
1. Авторская общеобразовательная программа «Гитарная песня» // автор – составитель Васильева И.П. Амга: 2006 г.
2. Авторское методическое пособие «Ускоренное обучение на шестиструнной гитаре» // автор – составитель Васильева И.П. Амга: 2008 г.
3. В.М. Юрьев. Самоучитель игры на семиструнной гитаре. Издательство «Советский композитор» 1989.
4. Борисевич В.Г. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в классе гитары // Искусство в школе. — 2008. — №2.
5. Катанский В.М. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре, таблицы гитарных аккордов. Москва: Издательство В.М. Катанского. 2004 год.

Васильева Ирина Петровна
МБУДО «Амгинский ЦТР имени О.П.Ивановой — Сидоркевич»
педагог дополнительного образования
с. Амга, Амгинский район
e – mail: shiviv@bk.ru