Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

“Хомус как средство формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста”.

Петрова Татьяна Николаевна

Педагог дополнительного образования

МБУДО «Амгинский центр творческого развития

им. О.П.Ивановой — Сидоркевич»

Младший школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности ребенка. В этом возрасте более интенсивно развиваются способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладываются и укрепляются фундамент здоровья и развития ребенка, необходимых для эффективного участия в различных формах  активности, что в свою очередь, создает условия для направленного формирования и развития нравственных качеств ребенка.

Передовая практика показала, что одним из оптимальных средств развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста является народная педагогика, фольклор. Поэтому важным является возвращение к истокам этнической культуры на основе признания самобытности и уникальности каждого народа. Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них нравственных качеств и развития духовности.

Известный якутский композитор, фольклорист М. Н. Жирков занимался исследованием народных мелодий, музыкального фольклора якутского народа. Он подчеркивал значение фольклора следующим образом: «Именно в фольклоре запечатлен гений народа, его исторический опыт, его думы и чаяния. Благороден и возвышен строй народных преданий. Они прославляют мужество и героизм, любовь к своему народу и в своей Родине, борьбу против рабства и угнетения; они воздают хвалу человеческой доблести  и труду; они клеймят позором жестокость и тиранию. Нужно все, что от нее уходит вместе с носителями старинной культуры, их сделать достоянием народа».

В якутской культуре особое место занимает музыкальный инструмент хомус. Национальный музыкальный инструмент как культурное наследие народа играет существенную роль в нравственном воспитании детей. Как заметила кандидат филологических наук Л. Р. Кулаковская, хомус несет «в себе духовную энергетику народа Саха» и обладает «колоссальными возможностями положительного физиологического воздействия на человеческий организм».

Хомус как часть этнокультурного образования является средством формирования у детей нравственных качеств, формирования этнокультурной идентичности детей в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Нравственное воспитание – это целенаправленное направление у детей системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду как материализованному отношению к человеку.

Таким образом, решая задачи нравственного воспитания, следует реально оценивать специфику мероприятия или занятия, и возможность воздействия на личность в том, чтобы и на его неосознаваемую психическую деятельность, благодаря которой можно осуществлять научение, принимая во внимание, что как отмечает Б.Г.Ананьев, «понятие научение относится к сфере обучения, так и в сфере воспитания индивидуального опыта в определенных условиях управления повелениями.

Впервые были рассмотрены вопросы формирования  у детей духовности через педагогику  хомус. И на этой основе заложены ориентиры нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях. В этом направлении большую роль играют исследование о воспитательной возможности национального инструмента хомус по формированию духовно-нравственных качеств у детей, начиная с дошкольного возраста в урочное и внеурочное (внеклассное) время общеобразовательных учреждений.

Традиционная игра на хомусе выработала определенную систему стилей и создания естественной музыкальной, эмоционально-чувственной сферы восприятия народной музыкальной культуры, которые способствуют развитию нравственного потенциала современной личности.

  1. Для педагогов и родителей по работе с детьми:

— возможность  выбора реализации  региональной этнокультурной программы ФГОС общего образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей в Республике   Саха (Якутия);

— формирование нравственных ценностей у детей с помощью национального музыкального инструмента хомус, начиная с дошкольного возраста;

— использовать национальный инструмент хомус как одна из форм сотрудничества педагогов и родителей по нравственному воспитанию детей.

Хомус является душой якутского народа.  Уникальность этого музыкального инструмента заключается в том, что якуты, сколько себя помнят, столько играют на хомусе. Через хомус, как описывают исследователи хомуса,  наши предки могли объясняться в любви, разговаривать, подражать птицам, табуну лошадей  и т.д. Первоначально этот инструмент был как бы игрушкой для детей и женщин. Женщины-матери через хомус воспитывали у детей любовь к родной земле, семье, описывали красоту природы. Хомус является главным атрибутом национального праздника якутов ысыах. Таким образом, музыкальный инструмент хомус имеет важную роль в формировании нравственных качеств у детей.

Музыка хомуса сохраненная и переданная нам предками способствует сохранению добрых традиций народа Саха. Хомус, являясь духовным символом народа Саха в многонациональной республике, расширяет народную дипломатию по сближению культур народов.

Таким образом, педагогика хомус – как часть этнокультурного образования, является идентичным средством формирования  духовно-нравственных качеств личности. Этнокультурное образование способствует формированию национального самосознания, воспитанию межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя «в себе».

На основании модели «Педагогики хомус» дети учатся играть на хомусе, поют фольклорные песни, читают скороговорки, учатся танцевать элементы якутского танца, делают общеукрепляющий массаж. Ребенок, при помощи произведений (композиций) познает мир искусства, его технологию, обучается элементарным средствам выразительности всех видов жанра якутского фольклора. Раскрывается, гармонизируется  его триединая суть:

  1. Салгын Кут (Познание)– стремления, желания, мечты ребенка, познание ребенка. Обучаясь технике игры, у ребенка появляется уверенность в себе, эту уверенность он познает через инструмент – хомус. В ходе занятий проводятся беседы, игры для развития воображения ребенка. Используется метод внушения, о безграничном таланте, который дарит ему хомус.
  2. Буор кут (здоровье, безопасность, социализация, коммуникация) – физическое развитие человека. От нее зависит рост, телосложение и нравственные качества. Выполняя упражнения для дыхания, развития речи, танцуя элементы якутского танца, играя виды игры на хомусе, изменяя звуки, у ребенка развивается чувство ритма.
  3. Ийэ кут (художественное творчество, музыка) – генная информация, которая передается ребенка от своих предков, которая заложена в его мыслях. Ребенок мыслит, рассуждает по — своему. Генная информация идет изнутри. Некоторым детям нужен только год обучения, и они уже становятся профессиональными исполнителями жанров фольклора (виртуозы). Ребенок чувствует национальный дух своего народа. Овладение техникой игры на хомусе дает ему возможность чувствовать себя успешным, талантливым.

Во время учебного процесса, в образовательной деятельности педагога включаются  организации видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательная, музыкально – художественная, чтения стихов (скороговорка, благопожелания — алгыс). Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегративные качества: «Любознательный, активный», «Эмоционально – отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и со сверстниками». При составлении комплексно – тематического планирования содержания организованной деятельности используются следующие образовательные области: здоровье, безопасность (уход за молочными зубами, гигиена использования хомуса), социализация (общение с детьми, с педагогами), познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.

Хомус издает звук только на одной ноте, но когда исполнитель научится управлять этим звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи, происходит настоящее чудо: все человеческие чувства и его оттенки разливаются в самых причудливо – неожиданных звуках. Импровизируя ими, хомусист тут же создает музыку – поэтому, передавая через него свое эмоциональное состояние зрителям, заставляя их переживать вместе с ним и хомусом.

Формирование нравственности младшего школьного возраста должно происходить на всех занятиях, дома, в этом отношении нет главных и неглавных направлений, методов. Воспитывает не только содержание, методы и организации воспитания, воспитатель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятии, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ребенок, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность детей, сознательность, инициативность в процессе воспитания и есть овладение собственным поведением.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, трудов видных психологов, педагогов, выявлены основные факторы нравственного воспитания младшего школьного возраста:

— морально-психический климат семьи;

— влияние друзей;

— воздействие педагогов.

Таким образом, эффективность нравственного воспитания младшего школьного возраста с учетом использования модели «педагогики хомус» зависит от руководителя, который использует метод внушения о безграничном таланте, который дарит ему хомус, от знания  воспитателями национальных особенностей детей, от умения  педагогических коллективов систематически обращаться к различным средствам и методам народного воспитания, использовать многообразные виды работы для формирования нравственности у детей,  вовлекать в работу родителей с учетом особенностей семейного воспитания.