Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Хомус- уникальный народный музыкальный инструмент для здоровья человека

Мартынова Туяра Захаровна- педагог дополнительного образования
А-НСОШ, с Оннес

Аннотация. Для народа саха — хомус – это гармония, призыв к самосозерцанию: играя на нем можно развеять тоску, можно излечиться, исцелится от различных болезней. Музыка хомуса, исходящая от сердца, оказывает положительное воздействие на человека, придает ему силы, вселяет надежду на лучшее будущее.[1, c.29]. Пользоваться хомусом хотят все: и дети и взрослые. Учитывая все эти возможности хомуса, разработали специальную методику коррекционной работы посредством хомуса. Чтобы выяснить насколько эффективно воздействует игра на хомусе в развитии звуков родного языка, ритмических движений, звуковой вибрации артикуляционного аппарата, моторики, кистей рук детей дошкольного возраста и для детей с нарушениями звукопроизношения.
В статье раскрываются педагогические условия использования музыкального инструмента хомус в коррекционной работе по логоритмике и в фольклорной работе кружка. Форма работы: педагогическое сообщество педагога дополнительного образования фольклорного кружка и учителя-логопеда ДОУ.
Ключевые слова: коррекционная работа, хомус, эффективное воздействие, ритмические движения, вибрация, артикуляционный аппарат, логоритмика.

Хомус является национальным инструментом. Он отличается характерным волшебным звуком, обладающим уникальной способностью издавать звуки живой природы. Музыкальный инструмент хомус уникален и тем, что издает родные национальные горловые звуки, человеческую речь. Хомус – незаменимое средство от стресса, для релаксации и гармонии. Каждая тональность хомуса оказывает положительное воздействие на определенные чакры. Исследования В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, И.М Догеля, И.Н. Тарханова выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека [2, с.26]. Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами речи, определяются с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка. В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие: способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности; доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности; способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации [1, с.112].Специфика игры на хомусе такова, что надо пользоваться речедвигательным аппаратом, делая различные вибрации. Используя колебание языка, прижатие губ к хомусу, дыхание, все это улучшает работу артикуляционного аппарата. Издавая горловые национальные звуки мы способствуем развитию родного языка, речи. Было время, когда этот национальный инструмент Якутии забывали, но сегодня хомус опять востребован. Высокохудожественное искусство якутских хомусистов призвано дать стимул дальнейшему развитию древнейшего инструмента, а значит сохранению родной якутской речи [5].
В фольклорном кружке, в процессе обучения нужно научить правильно фиксировать хомус, правильно ударять по язычку, извлекать основной звук, выполнять простейшие приёмы игры, выраженный ритм движений кисти, корпуса.[3, c.29]. Все эти приемы мы будем описывать в практическом опыте. На основе рекомендации методики С. С. Шишигина обучаем старших дошкольников способам фиксирования хомуса, приемам извлечения звука и ударов по языку, далее – способам дыхания и движениям губ, после чего переходим к обучению способам изменения звука.
Первые навыки ребёнок получает в дошкольном возрасте. В это время мы пользуемся деревянными палочками. Почему? Есть две причины: 1) имитируя хомус делаем первый шаг к музыцированию. Палочки издают очень легкий, своеобразный, похожий на хомус звук. 2) есть ограничения в 5-6 лет, когда меняются молочные зубы. Сейчас очень хорошо делают хомус из пластиков, удобные детские хомусы.
Работа ведется педагогм дополнительного образования, который ведет кружок фольклора. Вместе с учителем-логопедом составлены дидактически-ритмические игры на автоматизацию звуков.
1. Дыхательная гимнастика. Вдох-носом, вбирая воздух животом, выдох-ртом. Выдох в два раза длиннее чем вдох.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Упражнения для кистей, пальцев рук.
4. Имитационные упражнения игры на хомусе заменяя карандашами. Один карандаш ставим ко рту, другим постукиваем извлекая звук стуком по карандашу.
1). «Эхо» (Ой дуораана) вдох — выдох, «ааа-ууу, ааа-ууу»
2). «Ветер» (Тыал) А,о,и, аа-оо-иии
3). «Көнкөлөй» ӈоӈ- ӈоӈ- ӈоӈ — небный звук (Ӊ) — 2,3раза
4). «Жаворонок» (Күѳрэгэйдэтии) ньянь-ньянь — ньянь, ой-ой-ой-ой
5). «Гуси» (Хаастатыы) ии — ляль — ии-лал-ии-лөл 5 раз
5. Такой же повтор играем на хомусе.
Дидактические игры:
1. Игра «Кто хорошо поведет разговор» (девочек, бабушек, можно зверей). Руки на пояс. Во время разговора опускать и поднимать плечи.
— Прша, пршо, пршу, прши
— Кнга, кнго, кнгу, кнги
— Гбда, гбдо, гбду, гбди
— Брли, брло, брлу, брли
2. Игра-конкурс «Чей смех звонче?»
Дети делают вдох и при выдохе стараются приблизиться к смеху, выдавливая из себя воздух. Выгаваривая родные звуки «һа-һа-һа». Побеждает тот, у кого получился смех.
3. Открытие голоса через народную песню с ритмическим движением осуохая. Подчеркивая звуки «һ», «ҕ», «р», «дь», «й», «к».
Сарсыарда саһарҕа
Сандаара дьэргэйдэ
Ырыалар-тойуктар
Ытыллан бардылар
Эһиэкэй-оһуокай, эһиэкэй-оһуокай.
4. Ритмические движения. Имитация песни «Лето».
Ребенок играет на хомусе. Другой ребенок показывает имитационные движения «Узор», руками. Все дети повторяют.
Һыт-тыа, Һыт-тыа сырдык күммүт
Һыт-тыа, Һыт-тыа күммүт тыкпыт
Һыт-тыа, Һыт-тыа сылаас уотун
Һыт-тыа, Һыт-тыа уотун ыспыт
һыт-тыа, Һыт-тыа иитии куйаас
Һыт-тыа, Һыт-тыа куйаас түспүт
Һыт-тыа, Һыт-тыа илгэ сайын
Һыт-тыа, Һыт-тыа сайын кэлбит
һыт-тыа, Һыт-тыа йи-йи-йи-йии
Һыт-тыа, Һыт-тыа йэ-йэ-йэ-йээ
Һыт-тыа, Һыт-тыа йо-йо-йо-йоо
Һыт-тыа, Һыт-тыа йа-йа-йа-йаа.
5. Танец «Оһуокай»
Музыкальный руководитель ведет детей по кругу на танец осуохай. Поет, а дети за ней повторяют. Стараются не ошибиться.
Оһуо-оһуо оһуокай-ай
Оһуокайдыыр оһуокай-ай
Оһуокайдаах онньууну
Окумалтан тутуһа-ан
Эһиэкэйдиир эһиэкэй-эй
Эҥээриттэн тутуоҕуҥ-уҥ!
Эһиэ-эһиэ эһиэкэй-эй
Оройуттан тутуоҕу-ун!
Эдэр чэгиэн ыччаттар
Илиилэртэн сиэттиһэн-эн .
Эҕэрдэлээх оонньуунуу
Оһуо-оһуо — оһуокай
Эһиэ-эһиэ — эһиэкэй
6.Автоматизация гласных слогов на хомусе.
Иэ-иэ-иэ, иэ-иэ-иэ, иэ-иэ-иэ да иэ-иэ-иэ;
Ыа-ыа-ыа, ыа-ыа-ыа, ыа-ыа-ыа да ыа-ыа-ыа;
Уо-уо-уо, уо-уо-уо, уо-уо-уо да уо-уо-уо;
Үѳ-үѳ- үѳ, үѳ- үѳ- үѳ, үѳ- үѳ- үѳ да үѳ- үѳ- үѳ.
7. Сочетание согласных и гласных слогов:
Биэ – биэ-биэ, биэ-биэ-биэ, биэ-биэ-биэ да биэ-биэ-биэ;
Ва-ва-ва, ва-ва-ва, ва-ва-ва да ва-ва-ва
Зо-зо-зо, зо-зо-зо, зо-зо-зо да зо-зо-зо
Диэ-диэ-диэ-диэ-диэ-диэ-диэ-диэ-диэ да диэ-диэ-диэ
На 6,7 упражнения делают хлопок ладожками.
Развитие чувства ритма, умение передавать через движение всего артикуляционного аппарата характер музыки, ее эмоционально-образные движения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с народной музыкой, все это подбирается в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений, игры на хомусе. Важно правильно организовать общение с детьми. Работа в педагогическом содружестве даст плоды успеха. Нами распространены для пользования воспитателей памятки, буклеты, где описаны методы артикуляционных работ.
Таким образом, игра на хомусе является новым направлением в дошкольной педагогике и имеет большой потенциал в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Среди детей, молодежи стало престижно и модно играть на инструменте далеких предков, а это путь к сохранению родного языка. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Литература:
1. Тотонова Ю.Ю., Николаева Л.В.Народные традиции и праздники, как условие духовно-нравственного воспитания детей // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
2. Шашкина Г.Р./Ритмика для дошкольников с нарушение речи / Г.Р. Шашкина: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведения / — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192
3. http://suraut.ru^ book^logopediche
4. Шишигин С.С. Играйте на хомусе / С.С Шишигин; — Покровск: Издательский центр «Покровск», 2003. – 21с.
5. Googl.Республика-саха- якутия.рф/jakutija