Использование педагогических технологий в дополнительном образовании
Педагогические технологии дополнительного образования детей имеют особенности, которые отличают их от педагогических технологий других типов образования. Опираясь на современные исследования, проблемы педагогическизх технологий вообще и педагогических технологий дополнительного образования, мы установили, что главной особенностью педагогических технологий дополнительного образования детей является, то что выбор способа решения педагогической задачи предоставляется самому ребенку. Деятельности УДОД применяются педагогические технологии коллективной и индивидуальной работы с детьми.
Педагогические технологии организации коллективной работы в УДОД могут осуществляться на уровне учреждения, образовательных объединений (кружков, клубов, мастерских, секций и т.д.).Использование технологий коллективной работы способствует формированию чувства принадлежности детей к единому коллективу. [5, с. 66-67]
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) широко применяется в дополнительном образовании. Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую И.П. Иванов назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать “педагогика социального творчества” или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.
В основе технологии лежат организационные принципы:
— социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
— сотрудничество детей и взрослых;
— романтизм и творчество.
Цели технологии:
— выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности. [3, с 32-33]
Организация коллективной деятельности
Питательная среда для пробуждения творческой природы воспитания — это совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Эта методика получила название коммунарской: коллективы- коммуны, где она была реализована, ставили своей целью воспитание коллективистов. Несмотря на то что в современных условиях изменилось представление о человеческом идеале, методика И. П. Иванова остается востребованной, поскольку содержит механизм обучения взрослых и детей сотрудничеству через организацию коллективной деятельности, индивидуальное и коллективное творчество. Главной методической единицей является коллективное творческое дело. Дело (а не мероприятие) — это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно — коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками. Оно — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант.
Рассмотрим логику организации дела, состоящую из шести последовательных этапов (или стадий).
1 этап — предварительная работа воспитателей предполагает выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллектива. Педагог создает соответствующий настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он избирает различные формы: беседу, организацию рекламы или игрового поиска в выборе дела.
2 этап — коллективное планирование может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.п. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать, выслушивать и т.п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения. Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5 — 8 человек, поскольку это наиболее рациональный состав, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), суметь отобрать наиболее ценные идеи. На данном этапе в коллективе определяют совет дела — инициативную группу, которая возглавит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания микрогруппам.
3 этап — коллективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними. Организаторская самостоятельность предоставляется совету дела в той мере, насколько дети сумеют с ней справиться.
4 этап — проведение дела. Все члены коллектива — и дети, и взрослые — выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Совет дела решает организационные моменты, вносит поправки в зависимости от изменяющихся условий, импровизирует. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.
5 этап — коллективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии коллектива. Если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, ана лизирует выполнение организаторской роли, отмечает, что удалось и кто этому способствовал, высказывает пожелания совету следующего дела. Обсуждение должно быть откровенным, и педагог выбирает, что предложить ребятам: разговор в кругу, анкету о проведенном деле или высказывание в какой-то другой форме.
6 этап — последействие способствует осознанию коллективом общих выводов. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе происходит задумывание нового дела. [4, с. 72 -76]
Методика организации КТД предполагает целую цепочку дел. Детский коллектив от дела к делу обогащается организаторским опытом, совершенствует систему управления. Все дети получают возможность проявить свои способности, система временных поручений позволяет каждому побывать и в роли лидера, и в роли подчиненного. Изменяется позиция педагога: исчезает необходимость прямого руководства, он становится сотрудником в общем деле. Безусловно, эффективность методики зависит от содержания деятельности детского коллектива. [2, с. 45-46]
Яркий пример воспитания детей по методике КТД И.П.Иванова представляет опыт работы Образцового художественного коллектива РФ, детского этнографического ансамбля песни и танца «Амма Чэчирэ» при Доме детского творчества имени О.П.Ивановой — Сидоркевич. На протяжении многих лет ансамбль был и остается примером для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви и уважения к своему народу, сохранению культуры и традиций, доброты и заботы, достойных граждан России.
Создателями ансамбля «Амма чэчирэ» являются Ольга Петровна Иванова – Сидоркевич, Почетный гражданин Амгинского улуса, Заслуженный работник культуры РФ и ЯАССР, Отличник Образования РС (Я), Отличник Охраны природы РС(Я), стипендиат фонда «Дети Азии Саха», Ветеран тыла и труда, создатель и руководитель Образцового художественного коллектива МО РФ детского этнографического ансамбля песни и танца «Амма чэчирэ» и Гелярий Владимирович Сидоркевич, Заслуженный работник культуры ЯАССР Ветеран труда, музыкальный руководитель Образцового художественного коллектива МО РФ детского этнографического ансамбля песни и танца «Амма чэчирэ». Как художественный руководитель О.П.Иванова-Сидоркевич увлекла детей в интересный и многотрудный мир творчества, как педагог, процесс постижения азов искусства считает добротной основой для воспитания и становления личности ребенка.
Детский этнографический ансамбль песни и танца «Амма Чэчирэ» — детское объединение дополнительного образования было создано на базе Амгинского Дома детского творчества (бывший Амгинский Дом пионеров и школьников) в 1980 году путем добровольного объединения кружков художественно-эстетического направления (вокальный, танцевальный, фольклорный, художественное слово) в единый коллектив.
Основная цель объединения – воспитание личности ребенка посредством вовлечения его в творческую деятельность, мир художественного творчества.
Задачи: — раскрытие творческих способностей ребенка;
— расширение знаний кругозора о культуре и искусстве народов республики Саха (Якутия), России и других народов;
— обогащение духовного мира ребенка;
— развитие навыков и умений исполнительского мастерства, повышение уровня общей культуры воспитанников;
— привитие чувства любви к народному творчеству, родному краю; толерантного восприятия мира.
В деятельности детского творческого коллектива «Амма Чэчирэ» главная задача – это воспитание многогранно развитой личности.
Средства воспитания, формирующие личность ребенка в ансамбле это:
— содержание репертуара ансамбля;
— трудовая (занятия, различные выступления, подготовка к мероприятиям), игровая. Досуговая деятельность с детьми;
— история ансамбля, архивные материалы, вещи реквизит, костюмы, фото-, видеоматериал ансамбля;
— деятельность экологического клуба ансамбля;
— организация шефства старших воспитанников над младшими;
— организация деятельности органов самоуправления ансамбля;
— коллективные выступления, выезды, походы, экскурсии, субботники;
— содержание традиционного верования якутов «Айыы»;
— произведения и явления духовной и материальной культуры;
За годы существования ансамбля «Амма Чэчирэ» сложились и принципы воспитания детей, ставших членами этого коллектива:
Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание строится в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечает его потребностям.
Принципы педагогического руководство и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом в ансамбле действуют органы самоуправления, для раскрытия и раскрепощения личности используется методика воспитания профессора Игоря Петровича Иванова.
Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный и образовательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничества, любви, доброжелательности.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в ансамбле в процессе общения основано на позитивных межличностных отношениях.
Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. В отношении социума, педагог должен максимально использовать исторический, культурный материал улуса, наслега, республики, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице и т.п.).
Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема при помощи специальных средств (символы, традиции, обряды). Развиваясь во внешкольной среде данная методика строилась первоначально как чисто воспитательная внеучебного процесса, внеофициальной структуры школы. [1]
Список использованной литературы
- Архивные материалы ансамбля «Амма Чэчирэ».
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительного образование детей в школе? М., 2005.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования . М., 2004.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.
- Золотарева А.В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей. Я.,2010
Егорова Александра Егоровна
Скрябина Феврония Владимировна
МБУДО «Амгинский центр творческого развития
имени О.П.Ивановой — Сидоркевич»
методисты –педагоги, с. Амга, Амгинский район
e – mail : shiviv@bk.ru