К 75 — летию Великой Победы!
Дорога памяти….
Публикуется много истории о людях, которые в тяжёлые годы Великой Отечественной войны воевали на фронте и трудились в тылу. Внесли свой неоценимый вклад в Победу. Все искренние истории, сведения, собираемые по крупицам это неоценимый вклад в истории нашего народа. Не однократно обращалась к данной теме, через сюжеты о школе, её учениках и решила выразить свою признательность учителю, человеку, самой гуманной профессии на Земле. Об учителях мало детских воспоминаний, но нет-нет да бывают. Трудовые подвиги учителей, о тех, кто стоял на страже знаний ценой собственной жизни, о работе школ Амгинского района. В Красную Армию были призваны (по данным книги «Образование в Амгинском улусе: история и современность» — 115 учителей): Снарский Анатолий Александрович, Артемьев Гаврил Прокопьевич (учитель русского языка и литературы), Неустроев Семен Иванович, Неустроев Николай Семенович (учитель военно — физкультурного дела), Климонтов Василий Лукич (учитель начальных классов), Егоров Василий Егорович, Иванов Николай Павлович (учитель математики), Онуфриев Семен Петрович (учитель начальных классов), Немчинов Петр Николаевич (учитель начальных классов), Кайдалов Георгий Фомич (учитель военного дела), Иванов Иван Илларионович, Неустроев Иван Иванович, Нестеров Афанасий Михайлович, Петров Николай Павлович, Петров Илья Саввич, Семенов Иван Иванович, Местников Иннокентий Касьянович, Окороков Иван Иванович (учитель начальных классов), Пахомов Алексей Дмитриевич (учитель начальных классов), Никитин Тарас Еремеевич ( учитель военного дела), Васильев Иннокентий Николаевич (учитель начальных классов), Яковлев Петр Ионович (учитель начальных классов), Романов Иннокентий Иванович (учитель физики), Михайлов Маркел Тихонович, Алексеев Еремей Павлович, Платонов Василий Терентьевич, …( не полный список. Думаю, что поисковый клуб «Память» МБУДО «Амгинского центра творческого развития им. О.П. Ивановой – Сидоркевич» и поисковые отряды школ улуса смогут выполнить до конца всю работу по составлению списков учителей, сменивших указку на винтовку, что бы защищать родину). Не вернулись с фронта: Тимофеев Николай Николаевич (учитель начальных классов), Степанов Петр Петрович (директор школы, заведующий РОНО), Винокуров Евгений Андреевич (учитель Майской семилетней школы), Михайлов Алексей Николаевич (учитель географии), Пестерев Савва Ильич (заведующий начальной школы), Ядрихинский Иннокентий Романович (учитель истории), Ларионов Терентий Петрович, Павлов Михаил Дмитриевич (учитель математики), Волков Леонид Александрович (директор Майской семилетней школы), Волков Юрий Александрович, Винокуров Владимир …, Слепцов Николай Прокопьевич (завуч школы), Климонтов Василий Захарович, Борисов Семен Дмитриевич (учитель русского языка и литературы), Васильев Петр Сергеевич (учитель географии), Рязанский Василий Петрович (учитель якутского языка, литературы и истории, заведующий РОНО), Купцов Александр Алексеевич, Захаров Иван Иванович, Мохсоголов Роман Иннокентьевич, Неустроев Архип Петрович, Захаров Петр Егорович, …(не весь список героев). Никогда не забывали, что они учителя, помня о своих учениках, они писали письма с фронта, призывая детей стремиться к знаниям, отлично учиться и помогать на трудовом фронте ради победы и светлого будущего. Эти письма бережно хранят школьные музеи. Многие учителя пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной страны от фашистов, многие вернулись с фронта и продолжили прерванный урок. Учили, что взаимная вера, мир, дружба добавляют силу. Государственная выстроенность чувствуется в указах, приказах, постановлениях того времени. Дети чувствовали защищенность, которую обретали в сильном государстве, в лице учителя. С честью оправдали своей самоотверженной работой заведующие РОНО Амгинского района Рязанский Василий Петрович (учитель якутского языка и литературы, истории) (1941г), Саввин Филипп Павлович (1942г), Филатова — Яковлева Евдокия Николаевна (1943г), Андросов Николай Семенович (1944г), Константинов Христофор Иванович (преподаватель русского языка и литературы) (1945г). С 1941 по 1945 гг. работали восемь начальных школ (1942г), четыре семилетних школ и одна средняя школа, пришкольный интернат в с. Амга, дошкольные учреждения для детей от 2 месяцев до 5 лет в с. Покровка (1933г), с. Сулгача (1940г, ясельная группа открылась в 1943г), в с Амга ( 1942г). Школа – сложный социальный организм. Он объединяет в одну систему учителей, учащихся, родителей. Директора и заведующие школ Амгинского района работали быстро, четко, как того требовало время. Смогли помочь учителю с психологической перестройкой. Давайте вспомним их (список школ не полный). В Алтанской семилетней школе работали директорами: Ноев Валерий Кузьмич (1941—1942гг), Неверов Захар Николаевич (1942 — 1943гг), Александров Дмитрий Данилович (1943 -1945гг). Заведующими Соморсунской начальной школы были: Федоров Семен Петрович (1939-1943гг), Иванова Наталья Яковлевна (1943 -1944гг), Алексеев Василий Федотович (1944 – 1945гг). Сулгачинская начальная школа помнит заведующего Гермогенова Петра Евсеевича (1941-1942гг), Алексеева Василия Федоровича (1943-1945гг). В 1944 г произошло объединение Соморсунской и Сулгачинской школ и школой руководил Алексеев В.Ф. В Эмисской начальной школе работал заведующим Павлов Михаил Дмитриевич, до того момента пока не был призван Чурапчинским объединённым РВК ЯАССР в ряды РККА . В Амгино – Нахаринской семилетней школе работали директорами Канаев Никита Петрович (1941-1942гг), Дяхсиляхов Алексей Алексеевич (1942- 1944гг), Алексеев Еремей Павлович ( 1944-1945гг). Абагинской семилетней школой руководили Мохсоголов Роман Иннокентьевич (1940-1942гг), Местников Иннокентий Касьянович (1942- 1943г), Максимов Иван Егорович ( 1943-1946гг). В Амгинской средней школе руководили педагогическим коллективом в разные периоды: Степанов Петр Петрович (1940-1941гг), Сидоров Петр Михайлович (1941-1944гг), Андросов Николай Семенович (1944-1947), Капитонов Афанасий Васильевич (1945г). Здание школы было рассчитано на 180 мест. С 1941 г по 1945 г обучалось от 372 до 458 учеников. Количество детей и педагогов с каждым годом становилось больше, ответ есть, это открытие интерната. В Бологурской начальной школе с 1940 по 1946 гг. заведующим работал Босиков Иосиф Николаевич. Учащиеся старшего поколения помнят и чтят своих учителей: Алексея Алексеевича Дехсиляхова, А.Н. Старастина, И.С. Торговкину, Семена Петровича Онуфриева, Иосифа Николаевича Босикова, Петра Васильевича Карпова, Николая Елисеевича Саввина, Т.Е. Жиркову, Петра Степановича Борисова, Е.П. Тимофееву. В 7 – летней школе Зерносовхоза (Майская семилетняя школа) работали Петров Николай Петрович (1941г, 1945г), Иванов Николай Павлович (1942г-1944г). Повседневный учительский труд учителя, заключался в том, что бы согреть сердца детей, которые страдали больше всего. В Великую Победу вошли ратные и трудовые усилия школьного учителя. «Советский учитель, делит с командиром Красной Армии честь и славу победы в Отечественной войне», писала газета «Правда» от 16 декабря 1944г. Учителя показали высокое понимание своего гражданского долга, глубоко осознали серьезность поставленных перед ними задач, отдавая все свои силы делу воспитания и обучения детей. «Никаких скидок на военную обстановку!» — был лозунг учителя во время войны. Не ограничивая свою деятельность стенами школы, учителя откликались на любые события общественной жизни. Огромную нагрузку несли учителя в тылу. Заменяя учителей, ушедших на фронт, они с максимальной отдачей, осуществляли всеобуч, вместе с детьми трудились на колхозных и совхозных полях, успевали организовывать труд учащихся, заботясь об их питании и отдыхе. Учителя были внимательны к детям, налаживали постоянный медико – санитарный контроль в школе, способствовали раннему выявлению заболеваний, не было ни одной серьёзной эпидемии. Ученица Майской семилетней школы Кривошеина Тамара Дмитриевна ( 1945г — 1951г) вспоминала: «В первом классе учителя давали рыбий жир – витамин «Д» на перемене». Учителя – коммунисты вели пропагандистскую и агитационную работу среди населения, информировали людей о положении на фронте, выпускали газеты и боевые листки. Когда было введено всеобщее военное обучение, они начали организовывать военные уголки, читать лекции. В военные годы среди населения села Бетюнцы проводилась большая агитационно-массовая работа. Для этого были задействованы так же учителя Бетюнской начальной школы: Будурусова Х.Г., Босиков К.Н., Кайдалов Георгий Фомич, Гермогенов Петр Евсеевич, Колосов Семен Петрович, Федоров Семен Петрович. Устраивались читки и беседы, выпускались «Боевые листки» с показом достижений лучших работников и критикой недостатков. Выполняли честно октябрьское постановления 1943 года «О мерах по ликвидации неграмотности» среди лиц пожилого возраста. В Амгинской средней школе был организован лучший военный кабинет с общей стоимостью оборудования на 5898 р. Ежедневно перед началом занятий вся школа выходила на зарядку под руководством Георгия Фомича Кайдалова. Работали кружки ПВХО, ГСО, «Ворошиловский стрелок». Нарком просвещения РСФСР обращается к учительству страны – всемерно поддержать замечательный почин учителя города Горького об инициативе начать сбор учебников, книг и школьных принадлежностей для освобождаемых от оккупации районов и сам курирует движение за сбор литературы для школ и библиотек – до самого конца войны. В годы войны Абагинская семилетняя школа стала центром военно — патриотического воспитания населения. Учителя, учащиеся и родители Абагинской семилетней школы собрали в мае 1942 года в фонд помощи обороны – 225 рублей, провели запись на облигации на 2030 рублей, организовали сбор цветных металлов на 131 кг и серебра – 2 кг. Отправили посылки детям, проживающим в освобожденных от оккупации местах — 73 штуки различной одежды и 123 рубля деньгами. Изумляют воспоминания маленького жителя села Покровка, того времени Чистякова Станислава Леонидовича: «Зимой 1942г собирали вещи для погорельцев из освобожденной деревни Пожидаевка. Люди сдавали валенки, телогрейки, носки, кто – то принес полушубок. Мне тоже хотелось что-нибудь отдать. Я выпросил у мамы новый носовой платок. Его приняли и тотчас включили в список». В газете «Правда» от 10 июля 1941 года можно прочитать обращение наркома просвещения РСФСР к пионерам и школьникам с призывом помочь стране в борьбе с врагом: организовывать пожарные, санитарные и трудовые бригады, взять на себя заботу о семьях фронтовиков, помогать взрослым в ремонте школьных зданий и учебного оборудования. Так учителя Абагинской семилетней школы в 1942 году организовали помощь семьям красноармейцев и вместе с 18 учащимися – отличниками заготовили и доставили по домам дрова, воду и провели очистку дворов от зимнего мусора. Учителя и 65 школьников Бологурского и Омоллонского наслегов с 15 июля по 28 июля 1944года собрали 124 кг земляники и 188 кг красной смородины. Очень старались при сборе ягод Кириллин Петр, Ларионова Анна, Саморцева Мария и Дьячковский Семен, в итоге смогли собрать каждый по 8кг земляники и по 23 кг красной смородины. Учителя ремонтировали школы, изготавливали школьную мебель, учебное оборудование, наглядные пособия, заготавливали топливо. Проводили учёт детей потерявших родителей и детей, подлежащих обучению в школе. В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, открыты детские дома, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи стали брать к себе на воспитание детей – сирот. В 1942-1943 учебном году были открыты интернаты для круглых сирот в Алтанской семилетней школе (в школе обучалось 125-130 детей), Сатагайской начальной школе и Эмисской начальной школе. В 1943 году на базе Абагинской семилетней школы был открыт детский дом республиканского значения. Из воспоминания учителей и учащихся тех лет, мы узнаем многое: «Собрал всех учителей директор школы и провел совещание, где мы узнали, что началась война», «Невольно вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем мог! Вечерами собирались в помещении сельского Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок», «Первые годы были самыми трудными. Школа отапливалась дровами, дрова и лед заготавливали сами. В школе было очень холодно, сидели в телогрейках, замерзали чернила, но учебный процесс проходил по расписанию», «Всем классом провожали учителя математики и классного руководителя на фронт. С 8 класса старшие классы стали платные, поэтому многие ученики из якутских материально необеспеченных семей вынуждены были оставить школу, а кое-кто был призван на войну. Школа постепенно превратилась из якутской в русскую школу. В десятом классе в учебную программу было введено военное дело и всех девушек стали готовить медицинскими сестрами для фронта. Но зимой 1942 г. после разгрома немцев под Москвой на фронт девушек уже не отправляли», « Мы с сестрой ходили в школу в соседнюю деревню. Нас готовили ко многому – я получила профессию тракториста и медсестры». Ученица Майской семилетней школы Трифонова (Сутакова) Ирина Николаевна (1937г — 1942гг) вспоминала: «Я три класса в Покровке отучилась, и война началась. Какая учеба! Мы нашего учителя, Евгения Андреевича Винокурова, проводили на фронт прямо со школы 3 сентября 1941года. Погиб почти сразу… Нанялась я пастухом в колхоз. Жить как-то надо? А лет мне – пятнадцать. Сиротой осталась. Отец до войны умер, мама во время войны…». Постановление СНК СССР от 2 октября 1940 г. «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий»: « …1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9 и 10 классах средних школ и в высших учебных заведениях плату за обучение.2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:… в селах-150руб. в год». Во время войны увеличилось число льготников – дети военнослужащих, инвалидов и погибших. Несмотря на войну, было дальнейшее развитие национальной политики: изучение национальных языков в школах автономных республик…, перевод на эти редкие языки, во избежание их исчезновения, русской и зарубежной классики, издание произведений национальных поэтов, писателей, фольклора с переводом на русский, чтобы вырастала своя творческая интеллигенция -…татарская, якутская…». Учителя научились подбирать слова прежде, чем произнести мысли вслух. Им помогала ручка и бумага. Они прописывали свои мысли, старались изжить из них эмоции. Оберегали детей от негатива, ненужных и бесконечных тревожных мыслей. Кто-то сказал очень важные слова, что войну выиграла советская школа, тем самым подчеркивая важную роль воспитания, о нелёгкой работе учителя в годы войны. На учителей была возложена непростая задача – учить детей, у которых отцы на фронте, бьют врага, погибают, пропадают без вести, становятся инвалидами, попадают в плен, в лагеря… Дети, которые ходили в школу, учили стихи, географию, таблицу Брадиса, Передо мной дневник ученицы 7 класса за 1942-1943 учебный год. Вроде бы ничем не отличается от дневника 2020 года, правда вверху каждой недели стоят страницы. Узнаю, удивляюсь, запоминаю. Ученики 7 класса учили: русский язык (письменный), русский язык (устный), литературу, алгебру, геометрию, физику, химию, зоологию, историю. Географию, немецкий язык, черчение, конституцию, военное дело. Программа была насыщенной. Старались учиться на отлично, выдерживали испытания по пяти предметам (экзамены) в 7 классе по литературе, русскому языку письменному, русскому языку устному, алгебре, геометрии. Седьмой класс завершал учебу в школе, в строке «итоги года», есть запись «окончание 7 класса». Выставлялись годовые отметки после испытания. Например, по русскому письменному в 1 четверти отлично, во второй четверти – хорошо, в 3 четверти — хорошо, в 4 четверти – отлично, по испытанию отлично и годовая отметка – отлично. Сегодня многие наши дети не знают такие словесные оценки: «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо», «очень плохо» и всегда уточняют. Так же есть строка «дисциплина». В 1944 году вышло постановление Совнаркома СССР «О введении цифровой пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». В 1942 году Наркомпрос РСФСР довел до сведения школ и учителей новый учебный план, в котором патриотическая направленность была усилена, появился новый предмет «Военное дело». Из дневника мы узнаем, что данный предмет появился в среду 15 декабря 1942 года, а с января новый предмет изучали два раза в неделю. Девочки изучали винтовку, тему « Военно-воздушные силы», занимались строевой подготовкой. Класс был поделён на 3 взвода. Каникулы были до 6 января. На уроках литературы изучали подвиги русских былинных богатырей, биографию и деятельность М.И. Кутузова, всё о «Ревизоре» Гоголя, выразительное чтение «Дороги» Н.В. Гоголя, биография доброго, смелого, жизнерадостного шестнадцатилетнего офицера Гринёва из Капитанской дочки». На классном часе обязательно – политинформация. На физике – сплавы, телеграф Морзе, закон Ома; на уроке «Конституция» темы: женщины в отечественной войне и право на образование, социалистическая собственность; на географии работали с контурной картой отмечали реки и озера Восточной Сибири, изучали темы «Хозяйства, полезные ископаемые, зона степей, национальный состав населения»; на уроке черчения чертили орнамент, чертеж «Кайма»; на зоологии изучали пищеварительную систему, строение яйца, внутреннее строение кролика; по химии даже есть запись «ничего», выучить формулы. По субботам шестым уроком каждую неделю был обязательно сбор пионерского отряда. В 1944 году была проведена реформа образования. Вышло постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». В постановлении говорилось, что для учеников, оканчивающих начальную школу (4класс) и семилетнюю школу, с 1944-1945года устанавливалась обязательная сдача выпускных экзаменов, а для оканчивающихся 10 классов – сдача экзаменов на аттестат зрелости. По 1944 год выдавался аттестат о среднем образовании, а с 1944 года – аттестат зрелости. В национальных республиках он был двухсторонний. Первая страница на национальном языке с номером аттестата, а вторая дублировала первую на русском языке. С 1945года в аттестатах зрелости золотых и серебряных медалистов отмечалось: «Настоящий аттестат, согласно П.4 Положения о золотой и серебряной медалях «За отличные успехи и примерное поведение», утвержденного Советом Народных Комиссаров Союза ССР 30 мая 1945 года, даёт его владельцу право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР без вступительных экзаменов». Школьники, которые показали при сдаче экзаменов высокие успехи, награждались золотой или серебряной медалью. Золотая медаль выдавалась тем ученикам, которые имели отличное поведение и оценку «5» по всем предметам. Серебряной медалью награждались выпускники, имевшие отличное поведение и оценку «5» по предметам, отнесенным к экзаменам на аттестат, и оценку «4» не более чем по трем из остальных предметов. Накануне 1942года издается приказ Наркома просвещения Владимира Петровича Потёмкина об организации празднования Нового года в школах и детских домах – с ёлками и подарками. Ученица Майской семилетней школы Камышлова ( Федурина) Екатерина Нефедьевна (1937г — 1943гг) вспоминает: « Учились в две смены. Школа – семилетка была небольшая, её в 1931-м году по бревнышкам перевезли из Булуна. За двумя печками – голландками следил истопник. Треск поленьев на уроках соперничал со скрипом перьев, и не слышалось иных звуков. Дисциплину тогдашние ученики воспринимали как само собой разумеющееся. Никто ею не тяготился, а учителя никогда не повышали голос. Учились при свечах. Металлические подсвечники изготавливали сами – старшеклассники делали их в мастерской. Почти всё, каких бы нехваток ни касалось, мастерили своими руками, иногда даже не зная о существовании некоторых вещей, выпускаемых фабриками. И разве могли быть готовыми новогодние бусы на елке прекраснее бумажных гирлянд, веселых игрушек и фонариков, вырезанных и раскрашенных ребятами! Трудились над ними всей школой, с тщанием и любовью. В каждом флажке и картонаже жило чье-то творчество, чье – то умение или просто огромное желание сделать их красивой. Так, в нехитрых трудах, рождалось душевное тепло от творения собственных рук. Не забыть уроки этой безыскусной красоты, венцом которых была красавица – елка! Не было другой такой, высокой и нарядной. Ну и, конечно, с тем же веселым праздничным предвкушением придумывали карнавальные костюмы. Хотя «костюмы» — громко сказано. Никто не мог позволить себе в то время кусок лишней ткани. Но и простые рисованные маски казались необыкновенными в веселой, полной смеха и песен, магии праздника». Ученик Майской семилетней школы Яцков Александр Константинович (1944—1950г) вспоминал: « В 1944 году я в школу пошёл. Бумаги нет, писали на старых газетах. Не между строчками, прямо поверх. Буквы же черные, а чернила фиолетовые. После отец у бухгалтера бумагу выпросил, нашил тетрадок. Ещё чуть времени прошло – и магазинские тетради появились. Мы их берегли. Чтоб листок выдрать – ни-ни». Приказ №574 по НКПРОСУ (народного комитета просвещения) Якутской АССР от 10 декабря 1941г. П.2. «Установить следующий порядок обучения учащихся сельхозработам: учащиеся 7-10 классов неполных средних и средних школ и педучилищ, научить к весне 1942г уменью работать на конных сельхоз машинах (сеялке, сенокосилке и жатке), привить навыки обращения с прицепными машинами и ручным сельхозинвентарем, а так же ознакомить с основами агротехники; в 8-10 классах средних школ: Амгинской, Амгинский район, … ввести обучение учащихся вождению колесных тракторов. Обучение указанных групп учащихся должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся к весне 1942 г. практически могли водить колесные трактора и северные комбайны. П.3. Для обучения учащихся сельхозработам ввести в учебный план 7-10 классов неполных средних, и средних школ и педучилищ дополнительно по 2 часа в неделю за счет удлинения учебного дня с оплатой преподавателей на общих основаниях. В неполных средних и средних школах, не укомплектованных преподавателями по иностранному языку обучение сельхозработам ввести за счет часов иностранного языка без удлинения учебного дня. В конце учебного года в 7-10 классах неполных средних, средних школ и в педучилищах, установить для учащихся 12- дневную производственную практику в МТС, совхозах и колхозах с отрывом от обучения.» Необходимо отметить, что Амгинскому району нужно было сдать зерна из урожая 1942 года в хлебный фонд Красной Армии в количестве 88 тонн. Норма сдачи с одного гектара пашни составляла 8 кг. Размер пашни, с которой начислялись обязательные поставки зерна — 10982 га. Без мела учебный процесс не процесс. Данная проблема могла быть и в те далекие сороковые. Поэтому газета «Социализм тутуутугар» опубликовала 11 января 1942 года сообщение, что в Лягинском наслеге есть меловая гора. Предлагали данную информацию использовать для освоения данного месторождения и обеспечения всех школы Якутии качественным мелом. Так же сообщалось, что данной осадочной породой пользуется Лягинская начальная школа. В 1943году обсуждались вопросы: снабжение школ ученическими ручками и металлическими перьями, мелками, грифельными досками, чернилами и тетрадками. Из местных материалах изготовляли и чернила, и мелки, и карандаши. С 1 марта по 8 марта 1942 года были проведены массовые кроссы среди младших школьников. Участвовали в забеге школьники из тринадцати школ. Первое место заняли учащиеся Бологурской начальной школы (заведующий Босиков Иосиф Николаевич), второе место заняли учащиеся Нахаринской начальной школы (заведующий Пестерев Савва Ильич), третье место заняли учащиеся Лягинской начальной школы (заведующий Платонов Василий Терентьевич), четвертое место заняли учащиеся Сулгачинской начальной школы ( заведующий Мохсоголов Роман Иннокентьевич), пятое место заняли учащиеся Чемоикинской начальной школы (заведующий Цеев Николай Тихонович). В апреле 1945г учителя физической культуры Амгинской средней школы (директор Капитонов Афанасий Васильевич), Алтанской семилетней школы (директор Ноев Валерий Кузьмич) и Абагинской семилетней школы (директор Местников И.И.) провели соревнования по лыжным гонкам. Участвовало 12 школьников, на дистанции 2 км с результатом 14 минут 58 секунд первое место заняла Стручкова Варвара, ученица Алтанской семилетней школы, а на дистанции 3 км с результатом 17 минут 10 секунд первое место было у Иванова Семена. Оба чемпиона награждены премиями в сумме 75 рублей. В Бологурском и Сулгачинском наслегах 15 июня 1944года начали работать пионерские лагеря с охватом 150 детей. В нашей семье помнили, мне показали место на р. Кюлюпчю и рассказывали, что здесь был пионерский лагерь. Ученик Майской семилетней школы Семенова Геннадия Леонидовича(1943г- 1945г) вспоминал: « Занятия начинались в школе с восьми. Мороз не мороз, об актированных днях народ не слыхивал. Весной мама купила домик под скалой. 20 апреля (1943г) мы переехали, а через три дня река пошла. В ту зиму я страшно ослабел, и педсовет решил перевести меня в шестой класс без экзаменов. В июне при нашей школе открыли пионерлагерь. Я был включен в первый заезд и стал барабанщиком. Единственный раз довелось там побывать, потом каждое лето работал, а Володя, Шура, Аля вообще не знали, что это такое – пионерский лагерь. В 1948 году Юле посчастливилось отдыхать в пионерлагере на Кюлюпче». Работали октябрятские кружки, пионерская дружина, комсомольская организация (ячейка). В Бологурской начальной школе создание пионерской организации произошло в 1929г (дети от 9 до 14 лет), а в 1930г, появилась и комсомольская ячейка. В августе 1943г Наркомпрос РФ нашёл возможным, принять меры по обеспечению школ учителями пения. В 1943году большим событием было – изучение текста гимна Советского Союза. Газета «Социалистическая Якутия» 27 июня 1944 г рассказала о ысыахе в Амге: « Подкупающей свежестью прозвучала общенародная песня «Москва», исполненная ученицей Абагинской НСШ Ивановой Олей. Громкими аплодисментами проводили жители мги – Слободы и многочисленные гости ысыаха с площади коллектив Абагинской школы, который под руководством учительницы Веры Монастыревой исполнил национальный музыкальный танец «Песня ысыаха». Начались конские бега – излюбленное зрелище якутов. Это было соревнование искусных наездников и быстроногих, выносливых северных коней. Первым, поднимая столбы пыли, примчалась лошадь, наездником которой был подросток, ученик Абагинской школы Жирков Ваня из колхоза «Красный боец»». По постановлению педагогического совета за высокие показатели в педагогической деятельности почетного звания «Ударник труда» в 1941 – 1942 учебном году удостоены учителя Дягилева Клавдия Софроновна (учитель математики), Кайдалов Георгий Фомич (учитель военно – физкультурной подготовки), в течение нескольких лет Трифонов Г.В.( учитель начальных классов). Летом 1943 года школа имела пришкольный участок для посадки огурцов, свеклы, картофеля, репы, турнепса, моркови. Ответственной за участок была К.С. Дягилева. Историю преподавала Вера Николаевна Колодезникова. Учительница Капитонова Мария Романовна вспоминает: « Я училась и работала в Амгинской школе в годы войны. Мне, тогда молодой учительнице, много помогали старые учителя Ф.П. Саввин, Н.С. Андросов, К.С. Дягилева. А дети любую работу выполняли честно и добросовестно, хотя долгие годы войны надоедали. Учителя работали без отпуска, летом бесплатно пилили дрова». Президиум Верховного Совета Якутской АССР от 7 июля 1941года постановил «…оказать всемерную помощь Военным Комиссариатам в подготовке и переподготовке военнообязанных запасов и призывников, а так же изучение ими в кратчайшие сроки русского языка». В августе 1942 года, было издано Постановление СНК СССР и на основании этого 9 ноября вышел приказ РОНО: « Случай невыполнения и не выпуск обучаемых ими призывников будет рассматриваться как срыв оборонного мероприятия». Учителя Кириллин Афанасий Николаевич, Артемьев Гаврил Прокопьевич, Максимов Иван Егорович, Капитонова Мария Романовна, Никитина Анна Федоровна из Амгинской средней школы проводили занятия по русскому языку с призывниками по три часа ежедневно, после своих уроков. Так как многие военнообязанные хорошо не владели русским языком. Учителям «категорически запрещалось даже в летнее время выезжать из района, куда бы ни было без санкции РОНО», разрешение на выезд выдавалось только по болезни и командированным по делам школы. Из протокола заседания Президиума Верховного Совета Якутской АССР «О работе постоянных комиссий депутатов трудящихся от 23 декабря 1941г: «…в) Постоянной комиссии по школьному строительству – содействие в выполнении плана ликвидации неграмотности и обучения малограмотных, особенно среди военнообязанных запаса, своевременное проведение регистрации детей школьного возраста, организация помощи детям лиц, призванных в РККА, организация учителей и родителей на борьбу за высокую успеваемость в школах, организация обмена опытом работы лучших школ, учителей и родительских комитетов». В 1942 году был открыт в Амгинской средней школе пришкольный интернат, как социальны объект инфраструктуры для детей. В интернат принимались дети – сироты и дети фронтовиков. В 1942-1943 учебном году проживали 25 учащихся, содержался на полном самообслуживании самих воспитанников. Учителя и учащиеся заготавливали дрова для интерната и школы. Возили из леса на быках и лошадях. Заведующими интернатом работали: Тихонова Вера Николаевна (1942-1943гг), Эверстов Никон Алексеевич ( 1943г), Моисеева Валентина Ильинична (1943-1944гг), Неустроева Мария Гаврильевна ( 1944г), Агапова Мария (1944г). В 1943 г. заведующим летним интернатом была назначена Местникова Екатерина Гаврильевна, воспитателями – Чемезова А.П., Пахомова К.А., поваром – Васильева А. их добросовестная работа была отмечена премией – отрезом на платье по 4м каждой, по 16 рублей за метр. В новой Бетюнской начальной школе работали заведующими: Колосов Семен Петрович (1939-1942гг), Заборовская Марфа Васильевна (1942-1943гг), Гермогенов Петр Евсеевич (1944-1946гг). Неотложной задачей перед органами образования была повышение уровня педагогов. На Всероссийском совещании по народному образованию в 1943 г. была поставлена задача – уделить больше внимания повышению квалификации учителя. Мы знаем, что в 1939г 29 мая был издан приказ №24 Народного комиссариата просвещения ЯАССР об организации Якутского республиканского института усовершенствования учителей путем объединения , существовавшего тогда института повышения квалификации кадров народного образования с педагогическим кабинетом Наркомпроса. В республике не хватала учителей, многие из них имели 7 — классное образования. Данное учреждение работало со школами. Так же центрами методической работы стал Амгинский районный педагогический кабинет (методист Харитонов Георгий Павлович с 1942г до 1946 г. ) и сами школы, где создавались методические объединения. К самообразованию учителей всегда предъявлялось особое требование, из приказа РОНО от 2 марта 1943 г читаем: «Каждый учитель должен был постоянно совершенствовать, углублять свои знания через заочное обучение в педагогическом училище, в педагогическом и учительском институте, через курсы по своим предметам». Бытовые условия учителя были суровы, периодически проводилась проверка затрат топлива в общежитии. В январе 1943 года проверкой РОНО был « обнаружен перерасход топлива против установленной нормы учителями, живущими в общежитии. Израсходовано 28 1/2 кубических метров дров против 22 1\2 кубических метров по норме. ….взыскать стоимость дров за кубометр по 20р., всего 120р. за 6 кубометров. Произвести удержание на данную сумму. Иметь экономию на топливо – это первейшая обязанность каждого руководителя школы, для чего поставить повседневный контроль над топкой печей, обратить особое внимание на топку плиты, установить строжайший режим по топке печей». «Учителя начальной школы в сельской местности получали 240 руб., зарплата учителям не повышалась с 1936 года» — говорилось в записке «Об учительских кадрах» В.П. Потёмкиным. Предлагалось повышение заработной платы учителю и увеличение хлебного пайка до 600 граммов в день, обеспечение промтоварами и предметами первой необходимости (соль, мыло, спички и т.д.). По нормам снабжения продовольственными и промышленными товарами учителя приравнивались к категории рабочих промышленности, связи и транспорта. В 1943 году были специальным постановлением выделены товары широкого потребления, главным образом одежда и обувь. В 11 августа 1943 года за номером 875 вышло постановление «О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ», где говорилось о повышении заработной платы с 1 августа 1943 года. «….15. Установить увеличение ставок по сравнению с принятыми выше для педагогических работников следующих местностей и районов: а) на 20%- работающим в…Якутской АССР». В апреле 1944года по предложению Наркомпроса РСФСР Совнарком СССР учредил почётный знак отличия для лучших учителей – «Отличник народного просвещения». Почесть за доблесть и верное служение. У меня была большая возможность и желание вспомнить ратный подвиг учителя благодаря воспоминаниям, статьям и документам того времени — всем огромная благодарность! Буду рада если данный материал пополнить недостающие сточки памяти в школах нашего улуса. В заключение добавлю. Каждый июнь школы нашего Амгинского улуса зажигают новые звезды! Это светила надежды и удачи, головокружительных успехов и настоящего счастья в дальнейшей насыщенной жизни выпускников 11 классов! Очаровательные повзрослевшие девушки в ярких платьях и юноши в строгих костюмах. Торжественная церемония вручения аттестатов о среднем (полном) общем образовании. Дорога детства проложила свои тропинки к новому взрослому пути! Пусть этот маршрут будет протяженным, счастливым и светлым! Пусть он ведет только вперед, никуда не сворачивая, пополняя багаж бесценного опыта! Успехов и удачи! Ваши учителя.
Нина Перфильева, общественный корреспондент
(материал опубликован в улусной газете «Амма оло5о» 06.08.2020г №31, 13.08.2020 г№32, 20.08.2020г №33)