Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Амгинский центр творческого развития имени
Ольги Петровны Ивановой-Сидоркевич
Версия для слабовидящих
Контакты

Индекс: 678600

Юридический адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44

Телефон: +7 (411-42) 4-12-47

Электронная почтаshiviv@bk.ru

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во ӀӀ веке до нашей эры в Древнем Китае. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение на кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.

Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшает произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Изобразительная деятельность детей – лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества.

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы с двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление, развивается его мелкая моторика, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Переоценить значение лепки для развития ребенка трудно.

1

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее – нужно, чтобы человек стоял на этих ногах.Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

2

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, результат. Поэтому надо сделать этот процесс как можно более комфортным для ребенка.

Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, мы разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста (5 и 6 лет), на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, позволяет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.

Занятия разбиты по блокам

  1. Лепка предметная с элементами конструирования;
  2. Лепка предметная по представлению.

Задачи, которые будут решаться на занятиях по лепке:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • поддерживать интерес детей к народному искусству;
  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления;
  • заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина;
  • показать способы соединения частей;
  • поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры);
  • проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
  • развивать у детей способность передавать одну и ту е форму в разных техниках;
  • создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

На занятиях по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические – по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с планированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздейтвоать на развитие ребенка:

  • повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса и пластики;
  • развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизировать работу обеих рук;
  • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить корректив в первоначальный замысел.

В завершении консультации, родителям можно предоставить на внимание детские работы из разных техник лепки, а также привлекать их к деятельности вместе с детьми, пригласить на мастер-класс в кружковую группу.

Выставка в кружковой группе по лепке «Кустук»

Подготовительная группа:

3

4

 

Старшая группа:

5

6