Содержание
Раздел I. Информационно – аналитические данные
- Характеристика учреждения
- Взаимодействие с общественностью, СМИ
- Статистическая характеристика обучающихся
- Кадровое обеспечение
Раздел II. Учебный план
2.1. Пояснительная записка
2.2. Учебный план Амгинского ДДТ
2.3. Учебный план филиалов
Раздел III. Программное обеспечение
3.1. Основные характеристики образовательных программ
3.2. Формы организации образовательного процесса
3.3. Педагогические технологии и особенности их использования
Раздел IV. Мониторинг результатов образовательной деятельности
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Раздел I. Информационно – аналитические данные
1.1 Характеристика учреждения (информационная справка)
Название | Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Амгинский Дом Детского творчества имени О.П.Ивановой- Сидоркевич» МР Амгинский улус (район) |
Тип | Сельское |
Организационно-правовая форма | Муниципальное бюджетное учреждение |
Учредитель | Администрация МР «Амгинский улус (район)
Республики Саха (Якутия)». Адрес Учредителя: 678600, с.Амга, ул. Партизанская, 69. |
Категория аккредитации | Первая |
Дата получения лицензии | 12 мая 2012 года |
ФИО руководителя учреждения | Шестакова Иванна Ивановна |
Год основания | 1972 год |
Всего педагогов | 65 |
Средний возраст педагогов | 35 |
Количество обучающихся | 1597 |
Индекс | 678600 |
Юридический адрес | Республика Саха (Якутия), Амгинский улус, с.Амга ул.Ленина 44 |
Телефон | 8(411) 41247 |
Электронная почта | shiviv@bk.ru |
Учреждение является правопреемником государственного учреждения дополнительного образования детей – Амгинского Дома Детского творчества (бывшего Дома пионеров и школьников), учрежденного Приказом №35 п.2 улусного управления образования от 12 сентября 1972 года. В истории улуса является первым учреждением дополнительного образования. Учреждение перерегистрировано согласно Постановлению №234 Администрации Амгинского улуса от 12 ноября 1996 года «О регистрации учреждения дополнительного образования детей Амгинского Дома детского творчества» в Амгинский дом детского творчества. Учреждение создано Распоряжением № 494/а Главы МР от 21 октября 2003 года «О преобразовании государственных образовательных учреждений в муниципальные образовательные учреждения Амгинского улуса». На основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) Штырова В.А. № 601 от 17 октября 2007 года «О присвоении имени О.П.Ивановой – Сидоркевич муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей Амгинский Дом детского творчества муниципального района «Амгинский улус (район) Республики Саха (Якутия)», Постановлением Главы Муниципального района «Амгинский улус (район)» Артемьева А.Е. №40 от 25 апреля 2008 года учреждению присвоена имя Ольги Петровны Ивановой- Сидоркевич, заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), отличника образования Республики Саха (Якутия), Отличника Охраны природы Республики Саха (Якутия), стипендиата Фонда «Дети Саха — Азия», мелодиста, общественного деятеля.
Учреждение расположено в центральной части с. Амга, имеет за собой земельный участок 2385 м². на данном участке расположены: учреждение МБУДО «Амгинский ДДТ» занимает 711,79 м², сарай 31,5м². здание учреждения не типовое, приспособленное – бывшее здание Амгинского Дома культуры 1986 года постройки, представляющее собой одноэтажное деревянное здание.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012г. №273- ФЗ, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержденным Приказом №1008 от 29.08.2013г., «О правах ребенка», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» иными законами в сфере образования и воспитания детей, Уставом учреждения, коллективным договором, лицензией №0588 от 27 января 2015г., нормативными и правовыми актами, регламентирующими функционирование и развитие системы дополнительного образования.
Основная цель: Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, проектов, мероприятий и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи:
- Создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения;
- Создание условий социальной адаптации, предоставление ребёнку гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- Создание условий организация услуг дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Организация содержательного досуга и занятости, способствующей развитию мотивации учащихся в социально полезную деятельность, самореализации и самовоспитания, адаптации их жизни в обществе;
- Содействие, определению жизненных планов ребенка, включая профессиональную ориентацию.
Адресность: Дети от 6 до 18 лет, дети – инвалиды с индивидуальным графиком занятий по месту жительства на основе добровольного желания с учетом согласия их родителей (законных представителей).
В соответствии своему статусу «Дом» АДДТ осуществляет свою образовательную деятельность по пяти направлениям:
- Художественно- эстетическое;
- Туристско — краеведческое;
- Научно- техническое;
- Социально- педагогическое;
- Военно — патриотическое.
МБУДО Амгинский Дом Детского творчества, являясь поставщиком муниципальной услуги для внедрения основной цели Государственного муниципального заказа:
Повышение качества предоставления государственных (муниципальных услуг), руководствуется в своей деятельности следующими Законами и нормативно- правовыми документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» №273 от 09.2013г.;
- Концепция развития дополнительного образования детей в РФ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом №1008 от 29.08.2013г.
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
- Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;
- Концепция модернизации российского образования до 2020 года;
- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- Закон РС (Я) «Об образовании»;
- Программа развития системы образования Амгинского улуса;
- Лицензия на ведение образовательной деятельности;
- Устав учреждения;
- Коллективный договор;
- Нормативно — правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие системы образования МБУДО.
1.2. Взаимодействие с общественностью, СМИ
Во взаимодействии со школами педагоги ввели в практику в сфере образовательной и досуговой деятетельности детей. В традиционную деятельность входят творческие проекты инициаторов педагогов: улусные мероприятия по линии „Амма Кэскилэ“; улусное соревнование по настольному теннису – Николаев В.П. по интеллектуальному направлению „Юный исследователь“ (для дошкольников) – Скрябина Ф.В., по творчеству „Бэлэхтээ сибэкки дьөрбөтүн“- Фелегонова С.В., „Гитарам нарын дор5ооно“, памяти мелодиста Д. Емельянова – Васильева И.П, театр „Белый олень“- Неустроева С.А., „Куерэгэйдэр кэллилэр“ памяти О.П.Ивановой-Сидоркевич – Неустроева С.А. кинофестиваль «Созвездие» — Новикова П.М. А также по линии своей работы учреждение взаимодействует следующими организациями и учреждениями:
Отдел развития воспитательной
системы МУО |
Совместные мероприятия, семинары для работников воспитательной сферы,
обеспечение транспортом |
Управление культуры | Участие в культурных программах улуса |
Образовательные учреждения | Организация сети дополнительного образования,
совместные мероприятия |
ГУ Центр по работе с семьей | Совмеcтные мероприятия по профилактике
злоупотребления ПАВ для педагогов, учащихся, использование услуг психологической службы. |
Отдел по молод. политике
МР «Амгинский улус» район |
Взаимопомощь в проведении мероприятий, спонсорство |
Администрация с. Амга | Участие в обществе и культурной жизни наслега,
взаимопомощь в организации и проведении различных мероприятий, спонсорство |
Детская школа искусств им. А.А.Черемных | Обмен информационно – методическим материалом,
привлечение в работе жюри, семинаров и др. |
Улусный комитет охраны природы | Совместная работа эколог. направленности (разработка
улусной целевой программы, организация семинаров, слетов, конкурсов на природоохранную тему.) |
Станция юных натуралистов | Совместные семинары, слеты экологов, организация
детского экологического центра |
Амгинская коррекционная образовательная
школа-интернат |
Совместное участие в соревновании между
организациями и учреждениями с. Амга |
Центр занятости населения | Взаимовыгодные услуги на договорной основе при
организации мероприятий |
Центр культуры им. Ф.Потапова | Участие в концертных программах АЦК, взаимопомощь
в организации работы жюри, организации мероприятий, участие в семинарах и др. |
Районный военный комиссариат | Совместная деятельность по плану общественного
совета по военно-патриотическому, воспитанию молодежи |
Детская и центральная библиотеки | Взаимопомощь в организации конкурсов, работе жюри и
др. мероприятий |
Улусный музей | Деятельность по созданию экспозиции о жизни и
творчестве О.П. Ивановой – Сидоркевич, изучение истории Амгинского района , наслега. |
Улусный профсоюзный комитет работников образования | Помощь в организации мероприятий — помощь в
обеспечении транспортом и др. |
Центр психологической поддержки молодежи | Проведение психологических тренингов, игр в
мероприятиях АДДТ |
1.3. Статистическая характеристика обучающихся:
Мониторинг охвата детей по направлениям деятельности
Мониторинг охвата обучающихся по годам
Мониторинг охвата детей по направлениям деятельности в Филиалах
- Кадровое обеспечение.
Всего педагогов:
2014-2015 у.г. | 2015-2016 уч.г. | 2016-2017 уч.г. |
26 | 30 | 65 |
Образовательный уровень:
Образование | 2014-2015уч.г. | 2015-2016 уч.г. | 2016-2017 уч.г. |
Высшее | 64,3% | 62% | 60% |
Среднее спец. | 25% | 31% | 40% |
Среднее | 3,5% | 3,4% | — |
Н.высшее | 7,2% | 3,4% | — |
Квалификационные категории:
Категории | 2014-2015 уч.г. | 2015-2016 уч.г. | 2015-2016 уч.г. |
Высшее | 3,5 % | 10,3% | 18% |
1 кк | 50 % | 41,4% | 28% |
2 кк | — | 10,3% | — |
соответствие | 14,3 % | 20,7% | 20% |
без категории | 32,2 % | 17,2% | 34% |
Имеют награды, звания: Отличник образования РС (Я) – 4
«Народный мастер» — 2
«Почетный работник общего образования РФ» -1
«Учитель Учителей»- 1
«За вклад развитие дополнительного образования» — 1
«Почетный ветеран системы образования РС (Я)» — 1
Показатели на 2016-2017 уч.год
№ | Показатели общие | Показатели частные | Количество |
1. | Занимаемая должность | Директор
Зам.директора по УВР Методист педагог — организатор Педагог дополнительного образования |
1
1 2 2 65 |
2 | Пед.стаж работы | Менее 2 лет
От 2 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет Более 20 лет |
8
13 11 20 13 |
3. | Образование | Среднее — специальное
Высшее Обучаются в высших учебных заведениях |
26
39 — |
4. | Квалификация | соответствие занимаемой должности
2 квалификационная категория 1 квалификационная категория, Высшая квалификационная категория не имеют категории |
13
— 18 12 22 |
РАЗДЕЛ II. Учебный план
Пояснительная записка
Учебный план составлен на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012г. №273- ФЗ, Приказ Мин Обр науки РФ от «29» августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка о организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Конвенции о правах ребенка, санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей, Уставом МБУДО «Амгинского Дома Детского творчества имени О.П.Ивановой-Сидоркевич».
МБУДО «АДДТ» реализует основные задачи дополнительного образования детей через специально-организованный образовательно — воспитательный процесс, доминантой которого является развитие мотивации ребенка к творчеству, познанию, саморазвитию.
В 2016-2017 учебном году образовательный процесс будет реализовываться по 65 образовательным программам дополнительного образования для детей преимущественно с 6 до 18 лет по следующим направлениям:
- Художественно-эстетическое;
- Социально-педагогическое;
- Военно-патриотическое;
- Туристско-краеведческое;
- Научно-техническое.
Педагоги работают по модифицированным программам обучения. Принимая во внимание социальный заказ и пожелания родителей, в образовательный процесс введены программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей находящихся в трудных жизненных ситуациях. Программное обеспечение соответствует современным требованиям.
Аналитическим основанием составления учебного плана является мониторинг успешности творческой деятельности учащихся, отслеживание результатов участия детских объединений на улусных, региональных, республиканских конкурсах, выставках итд.
Учебный план учреждения строится на следующих ведущих идеях:
- Дополнительное образование должно обеспечить удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социо-культурных и образовательных потребностей обучающихся: создание условий для их творческой реализации.
- Учебный план каждой возрастной группы определяется образовательными программами, направленными на воспитание творческой социально зрелой личности.
- Предполагаемый учебный план строится на признании права обучающегося изучать тот курс, который он выбирает.
На уровне организации образовательной деятельности ребенка и педагога основными структурными элементами образовательного процесса являются виды занятий: групповые и индивидуальные занятия, лекции, семинары, репетиции, творческие вечера, концерты, слеты, экспедиции, конкурсы. При зачислении детей в кружки учитывается посещение ребенком занятий не более чем в 2-х объединениях с совмещением занятий спортивного и не спортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля 2 раза в неделю (приложение 1) . Для осуществления образовательной деятельности учреждения имеет 40,5 педагогических ставок в объеме 729 часа (приложения 2,3).
Распределение и ведение учебных часов производится по основным направленностям образовательной деятельности в Амгинском Доме Детского Творчества и в 4-х филиалах на базе общеобразовательных школ Амгинского улуса:
- МБОУ Бологурская СОШ
- МБОУ Амгино-Нахаринская СОШ
- МБОУ Сатагайская СОШ
- МБОУ Эмисская СОШ им. В.М.Новикова-Куннук Уурастырова
- МБОУ Абагинская СОШ им. А.Е.Кралина
- МБОУ Бетюнская СОШ им. Н.Е.Иванова
- МБОУ Мяндигинская СОШ им. П.И.Караканова
- МБОУ Соморсунская СОШ
- МБОУ Сулгачинская СОШ им.И.И.Константинова-Дэлэгэт Уйбаан
- МБОУ Сэргэ-Бэсская СОШ
- МБОУ Чакырская СОШ
- МБОУ Чапчылганская СОШ
Образовательная деятельность учреждения осуществляется реализацией учебных программ. Преобладают программы 3-годичные, также программы разработаны на 1-2 года. Учебный план имеет необходимое методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение и будет способствовать демократизации учебно-воспитательного процесса, даст возможность развития творческого потенциала личности и удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов обучающихся.
Учебный план
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Амгинского Дома Детского творчества им. О.П.Ивановой-Сидоркевич»
на 2016-2017 уч.г.
№ | Наименование направленности | Наименование образовательных программ объединений | Кол-во
групп |
Кол-во обучающихся | Количество часов учебных занятий | |||||
За весь срок обучения | В том числе по годам обучения | |||||||||
в неделю | в год | 1 | 2 | 3 | ||||||
1. | Художественно-эстетическое | «Танец – ритм жизни»
(Ансамбль песни и танца «Амма чэчирэ») |
6 | 89 | 24ч. | 864 | + | + | + | |
«Этнохудожественное творчество»
(Ансамбль песни и танца «Амма чэчирэ») |
4
|
31 | 18ч.
|
648 | + | |||||
«Конструирование и моделирование игрушек» | 4
|
47 | 18ч. | 648 | + | — | + | |||
«Гитарная песня» | 4
|
40 | 18ч. | 648 | + | + | — | |||
«Мозаика» | 4
|
38 | 18ч. | 864 | + | + | — | |||
„Народный промысел“
|
2 | 5 | 6ч. | 216 | + | + | ||||
„Художественная керамика“ | 4
|
45 | 18ч. | 648 | + | + | ||||
„Алыптаах дор5оон“ | 4 | 76 | 18ч. | 648 | + | |||||
„Олонхо олуктара“ | 4 | 40 | 18ч. | 648 | + | |||||
„Эстрадный вокал“ | 2 | 20 | 9ч. | 324 | + | |||||
„Интегрированное обучение якутскому народному танцу“ | 6 | 65 | 24ч. | 864 | + | + | + | |||
„Хоровое пение“ | 2 | 55 | 9ч. | 324 | + | + | + | |||
„Мода и дизайн“ | 4
|
40 | 18ч.
|
648 | + | |||||
„Текстильная кукла“ | 4 | 30
|
18ч. | 648 | + | + | ||||
2. | Социально-педагогическое | «Подари тепло»
(для детей с ограниченными возможностями здоровья ) |
2 | 31 | 18ч. | 648 | + | — | — | |
«Основы тележурналистики»
(детская телестудия «Саьар5а») |
2 | 10 | 9ч. | 324 | + | + | + | |||
«Знание +» | 2 | 10 | 9ч. | 324 | + | |||||
«Свободные рыцари пера» | 2 | 10 | 9ч. | 324 | + | + | ||||
«Школа лидера» | 2 | 16 | 9ч. | 324 | + | + | ||||
3. | Туристко — краеведческое | «Музееведение» | 4 | 41 | 18ч. | 648 | + | |||
„Мы — Амгинцы“ | 2
|
21 | 9ч. | 324 | + | |||||
4. | Научно-техническое | «Камера смотрит в мир» | 4
|
20 | 18ч. | 648 | + | + | ||
«Операторское мастерство» | 2 | 6 | 9ч. | 324 | + | + | ||||
5. | Военно-патриотическое | ВПК «Эрэл» | 4 | 38 | 9ч.
|
324 | + | |||
ИТОГО: | 24 | 80 | 824 | 351 | 12852 | |||||
Итого: всего кружков по 5 направлениям 24 кружковых объединений
Художественно – эстетические кружки: 14= 234ч.
Социально –педагогические кружки: 5 = 54ч.
Туристко –краеведческие кружки: 2 = 27ч.
Научно – технические кружки: 2= 27ч.
Военно-патриотическое: 1= 9ч.
Итого: 351ч.
Итого руководителей: 24
Руководители художественно – эстетического направления: 14
Руководители социально – педагогического направления: 5
Руководители туристско – краеведческого направления: 2
Руководители научно – технического направления: 2
Руководители военно-патриотического направления: 1
Учебный план филиалов
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей — Амгинского ДДТ им. О.П.Ивановой -Сидоркевич на 2016-2017 уч.г.
№ | Наименование направленности | Наименование образовательных программ объединений | Кол-во
групп |
Кол-во обучающихся | Количество часов учебных занятий | |||||
За весь срок обучения | В том числе по годам обучения | |||||||||
в нед | в год | 1 | 2 | 3 | ||||||
1. | Художественно-эстетическое | «Резьба по дереву» филиал «Абагинская» | 3 | 15 | 12ч. | 432ч. | + | + | ||
«Хендмейд» филиал «Абагинская» | 4 | 10 | 18ч. | 648ч. | + | |||||
„Швейное дело“ филиал «Абагинская» | 2 | 14 | 9ч. | 324 | + | |||||
«Фольклорный коллектив Уруйэчээн» филиал «Амгино -Нахаринская» | 3 | 38 | 9ч. | 324 | + | + | + | |||
«Керамика» филиал «Амгино -Нахаринская» | 2 | 18 | 9ч. | 324 | + | + | ||||
«Танцевальный» филиал Бетюнский | 2 | 21 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
Драм. кружок «Телен» филиал Бетюнский | 2 | 12 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
«Ручная работа» филиал Бетюнский | 2 | 22 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
«Эстрадный вокал» филиал «Бологурская» | 2 | 26 | 6ч. | 216ч. | + | + | + | |||
«Креатив» филиал Мяндигинский | 2 | 17 | 6ч. | 216ч. | + | + | ||||
«Урун ситии»
филиал «Сатагайская» |
2 | 11 | 9ч. | 324ч. | + | + | ||||
«Стихия танца» филиал «Сатагайская» | 2 | 41 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
«Основы прикладного творчества» филиал «Соморсунская» | 4
|
34 | 18ч. | 648ч. | + | + | + | |||
Танцевальный филиал «Соморсунская» | 3 | 40 | 18ч. | 648ч. | + | |||||
«Эстрадный вокал» филиал «Сулгачинская» | 2 | 14 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
«Тэтим» филиал «Сулгачинская» | 2 | 7 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
Дек.прикл «Калейдоскоп» филиал «Сэргэ-Бэсская» | 2 | 19 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
«Первые шаги в мир танца» филиал «Чакырская» | 2 | 20 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
«Конструирование и моделирование одежды» филиал «Абагинская» | 4 | 12 | 18ч. | 648 | + | |||||
«Керамика» филиал «Чакырская»
|
2 | 16 | 6ч. | 324ч. | + | |||||
«Береста» филиал «Эмисская»
|
4 | 28 | 18ч. | 648 | + | + | + | |||
2. | Туристско-краеведческое | «Музей хранитель духовности » филиал «Бологурская» | 2 | 20 | 6ч. | 324ч. | + | + | ||
«Музейное дело» филиал «Абагинская» | 4 | 17 | 18ч. | 648 | + | + | + | |||
«Ориентир» филиал «Бетюнская» | 2 | 16 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
«Музейное дело» филиал «Соморсунская» | 2 | 17 | 9ч. | 324ч. | + | + | + | |||
3. | Социально-педагогическое | «Пинг-Понг»
(настольный теннис) филиал «Эмисская» |
4 | 29 | 18ч. | 648 | + | + | + | |
«Шахматный клуб» филиал «Бологурская» | 2 | 22 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
«Тележурналистика» филиал «Сэргэ-Бэская» | 2 | 16 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
«Твой мир»
филиал «Соморсунская» |
2 | 17 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
4. | Военно-патриотическое | «Хоьуун»
филиал «Бологурская» |
2 | 27 | 6ч. | 216ч. | + | + | + | |
«Мохсо5ол»
филиал «Абагинская» |
2 | 16 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
«Модун»
филиал «Бетюнский» |
2 | 27 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
«Буойун» филиал «Сатагайский» | 2 | 15 | 6ч. | 216ч. | + | |||||
5. | Научно-техническое | «Мир Лего»
филиал «Бологурская» |
2 | 15 | 6ч. | 216 | + | |||
«Робототехника» филиал «Амгино -Нахаринская» | 2 | 11 | 6ч. | 216 | + | + | ||||
„Робототехника“ филиал „Бетюнская“ | 2 | 12 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
„Авиамоделирование“ филиал „Бетюнская“ | 2 | 14 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
„Видеографика „Се5ун““ филиал „Мяндигинская“ | 2 | 10 | 6ч. | 216 | + | |||||
«Технический» филиал «Соморсунская» | 2 | 15 | 9ч. | 324ч. | + | |||||
„Робототехника“ филиал „Сулгачинская“ | 2 | 12 | 6ч. | 216 | + | |||||
„Кузнечное дело“ филиал „Чапчылганская“ | 2 | 12 | 6ч. | 216 | + | |||||
6. | ИТОГО: | 41 ДО | 103 | 773 | 378ч. | 13824ч. | ||||
Итого : всего кружков по 5 направлениям – 41 Руководителей -41
Х/Э – 20; Т/ КР -4; СОЦ. ПЕД. – 5; В/ПАТР. -4; Н/ ТЕХН. – 8
Художественно – эстетические кружки: 21 = 207ч.
Социально –педагогические кружки: 4 = 42ч.
Туристко –краеведческие кружки: 4 = 42ч.
Научно – технические кружки: 8= 57ч.
Военно-патриотическое: 4= 30ч. Итого: 378ч.
РАЗДЕЛ V. Программное обеспечение
3.1. Основные характеристики образовательных программ
Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования – реальный путь утверждения вариативности в системе образования.
Виды образовательной деятельности учреждения формируются из личных интересов и потребностей детей, запросов родителей, дошкольных учреждений и школ. В местном социуме к доминирующим потребностям детей и их родителей можно отнести:
- Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремление детей к самореализации в избранном виде деятельности;
- Познавательные потребности детей и их родителей определяются стремлением к расширению объема знаний, в том числе в областях, входящих за рамки программ школьного образования;
- Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
- Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
- Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к социальной организации свободного времени.
Образовательная деятельность ведется по 5-ти основным направлениям, которые осуществляются в 183 детских объединениях. В настоящее время в МБУДО Амгинского ДДТ обучаются более 1579 детей, образовательная деятельность ведется по 5-ти основным направлениям.
- Художественно-эстетическое направление. Воздействие художественно-эстетического воспитания на формирование личности огромно и разносторонне. Прежде всего, опыт восприятия произведений искусства сказывается на развитии творческого, образного мышления. Данное направление состоит из программ декоративно-прикладного, хореографического, фольклорного творчества. Объединяющей характеристикой всех программ художественно-эстетического направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с различным познавательным, творческим потенциалом. Программы наиболее востребованы в социуме, позволяют педагогам объемно внести региональный компонент (творческое наследие местных писателей, поэтов, композиторов, мелодистов, олонхосутов и т.д.), служат средством организации свободного времени, формируют процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков. Успешная реализация программ художественного творчества выражается в образовании детских творческих коллективов.
Художественно-эстетическое направление представлено следующими творческими объединениями:
ДДТ:
- Ансамбль «Амма чэчирэ» (танцевальный и фольклорный коллективы);
- Гитарное объединение «Золотые струны»;
- «Юный бутафор»;
- «Мозаика»;
- „Народный промысел“;
- «Художественная керамика»;
- «Текстильная кукла»;
- «Дор5оон»;
- Студия «Имидж»;
- «Эстрадный вокал»;
- Ансамбль «Сир симэ5э»;
- Фольклорный кружок «Хомус»;
- Вокальный ансамбль «Айыллаана»;
ФИЛИАЛЫ:
- Фольклорный ансамбль «Уруйэчээн» (Амгино-Нахаринская СОШ)
- Кружок «Береста» (Эмисская СОШ)
- Ансамбль «Сандаара» (Бологурская СОШ)
- декоративно-прикладной кружок «Урун ситии» (Сатагайская СОШ)
- декоративно-прикладной кружок «Утахчаан» (Соморсунская СОШ)
- танцевальный кружок (Соморсунская СОШ)
- Резьба по дереву (Абагинская СОШ)
- Хендмейд (Абагинская СОШ)
- Керамика (Амгино-Нахаринская СОШ)
- Ансамбль „Махтал“ (Бетюнская СОШ)
- Драм.кружок „Телен“ (Бетюнская СОШ)
- Декоративно-прикладный кружок „Стильные штучки“ (Бетюнская СОШ)
- Креатив (Мяндигинская СОШ)
- Танц.кружок (Сатагайская СОШ)
- Эстрадный вокал (Сулгачинская СОШ)
- Дек.-прикл.кружок „Калейдоскоп“ (Сэргэ-Бэсская СОШ)
- Танц. ансамбль „Чакырские узоры“ (Чакырская СОШ)
- Студия моды (Абагинская СОШ)
- Керамика (Чакырская СОШ)
- Швейное дело (Абагинская СОШ)
- Танц. ансамбль „Тэтим“ (Сулгачинская СОШ)
Основной целью направления: создание условий для развития эмоциональной и духовной культуры ребенка, его творческой индивидуальности средствами культуры и искусства. Обучаются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Научно—техническое направление по результатам опроса одно из самых востребованных среди подрастающего поколения нашего улуса. Слабая материально-техническая база и нехватка в квалифицированных кадрах, педагогах-энтузиастах не позволяет этому направлению осуществлять свою деятельность по самым интересным своим видам (авиа-судомоделирование, автоклубы, киностудии и др.). в целом программы технического направления определяют выбор сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества. По линии АДДТ техническое творчество представлено программами, включающими в себя изучение исконно якутских традиций кузнецов. Таким образом, учащиеся вовлекаются в процесс трудовой деятельности близкой по характеру и содержанию труду взрослых, что позволяет получить удовлетворение результатами своей работы. Программы носят разноуровневый характер и предусматривают развитие пользовательских навыков владения приборами и инструментами, элементарной грамотности в области информационных технологий.
На втором месте по посещаемости обучающихся кружки социально-педагогического профиля. Цель направления: создание условий для разностороннего развития личности. По научно – технической направленности открыты новые кружки.
ДДТ:
- «Камера смотрит в мир»
- Юный техник
ФИЛИАЛЫ:
- Мир лего (Бологурская СОШ)
- Робототехника (Амгино-Нахаринская СОШ)
- Робототехника (Бетюнская СОШ)
- Авиамоделирование (Бетюнская СОШ)
- Кружок видеографики «Се5ун» (Мяндигинская СОШ)
- Технический (Соморсунская СОШ)
- Робототехника (Сулгачинская СОШ)
- Кузнечное дело (Чапчылганская СОШ)
- Военно—патриотическое направление. В последнее время наблюдаются позитивные сдвиги в государственной политике по патриотическому воспитанию молодежи. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание, и основные пути развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации, и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Над осуществлением системного подхода в данном направлении работает Амгинский Дом детского творчества, путем организации деятельности военно-патриотических клубов. Для решения данной цели по гражданско-патриотическому воспитанию, учреждение ставит перед собой следующие задачи:
- Широкое привлечение к участию в патриотическом воспитании школ, образовательных учреждений, семей;
- Систематизация работы по духовно-нравственному воспитанию;
- Вовлечение детей к историко-краеведческой работе;
- Качественное ведение военно-спортивной подготовки;
- Формирование позитивного общественного отношения к защите Отечества;
- Активизация социального партнерства с силовыми ведомствами и структурами МЧС.
Целью военно-патриотического направления является: создание условий для формирования и развития учащихся духовности, нравственности и патриотизма. По данному направлению работают следующие военно-патриотические клубы.
- ВПК «Хоьуун» (Бологурская СОШ)
- ВПК „Эрэл“ (АСОШ №1)
- ВПК „Мохсо5ол“ (Абагинская СОШ)
- ВПК „Модун“ (Бетюнская СОШ)
- ВПК „Буойун“ (Сатагайская СОШ)
- Социально-педагогическое направление. В учреждении предусматривается ведение социально-педагогической работы с учащимися учреждения, а также с детьми, не посещающими на постоянной основе Дом творчества. Основная работа ведется по программам, предусматривающим социализацию личности, с детьми, не посещающими учреждение на постоянной основе, работа ведется через различные массовые мероприятия, проведение досуговых программ, соревнований, игр и т.д. Данные мероприятия охватывают широкий возрастной диапазон, многофункциональные по целевому назначению. Посредством проведения массовой работы ведется воспитательная работа со школьниками формированию у них гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации во взрослой жизни, на рынке труда. Проведение различных массовых мероприятий, досуговых программ в учреждении направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры проведения свободного времени, вовлечения детей, подростков в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга. Эта работа, через познание, просвещение, общение предполагает также ведение воспитательных функций и ориентацию личности на различные социально значимые нормы и ценности, повышение культурного уровня, воспитанности.
ДДТ:
- «Подари тепло»;
- детская телестудия «Саьар5а»;
- «Знание+»
- Пресс-студия „Юный журналист“
- „Школа лидера“
ФИЛИАЛЫ:
- Настольный клуб „Пинг-Понг“ (Эмисская СОШ)
- Шахматный клуб (Бологурская СОШ)
- Телестудия „Кунчээн“ (Сэргэ-Бэсская СОШ)
- Телестудия „Твой мир“ (Соморсунская СОШ)
Эти кружки ориентированы на корректировку и развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организация социализирующего досуга детей и подростков. У ребенка формируется собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом. В группе «Подари тепло» занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
- Туристско-краеведческое направление. Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребенка является туристско-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. Наиболее доступными формами организации туристско-краеведческой работы со школьниками являются беседы, практические занятия, прогулки, экскурсии и туристские прогулки, однодневные походы, утренники, слеты, туристско-краеведческие игры и соревнования. В этом учебном году будет реализован проект «Образовательный тур «Моя Амга»». В каникулярное время обучающиеся ДО и учащиеся школ с. Амга будут изучать свой родной край. По итогам экспедиций по историческим местам учащиеся детской телестудии «Саьар5а» снимут телевизионный цикл передач «Моя Амга».
- Туристско-краеведческое направление – одно из приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. Целью является: создание условий для гуманистического отношения к миру, человеку, природе, окружающей среде. По этому направлению работают следующие кружки:
ДДТ:
- «Музееведение»
- «Мы -Амгинцы»
ФИЛИАЛЫ:
- «Музей — хранитель духовности» (Бологурская СОШ)
- „Музейное дело“ (Абагинская СОШ)
- „Ориентир“ (Бетюнская СОШ)
- „Музейное дело“ (Сулгачинская СОШ)
Образовательные программы вбирают в себя программы для учащихся
, различные по продолжительности, условиям освоения, технологиям, направленности. Каждая программа, интегрированная по содержанию, комплексная по видам деятельности, уровневая по способам освоения. Возможность уровневого освоения полнее всего характеризует потенциал образовательных программ, с одной стороны, обеспечивая преемственность в развитии познавательной базы умений и навыков, опыта творческой деятельности, с другой – гарантируя выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам.
Программное обеспечение на 2016-2017 учебный год
№ | Наименование программы | ФИО педагога, реализующего программу | Срок реализации | Возраст детей |
Художественно-эстетическое направление | ||||
1. | «Этнохудожественное творчество»
(Ансамбль песни и танца «Амма чэчирэ») |
Петрова Т.Н. | 3 г. | 7-17лет |
2. | «Танец – ритм жизни»
(Ансамбль песни и танца «Амма чэчирэ») |
Слепцова М.И. | 3 г. | 7-17 лет |
3. | «Конструирование и моделирование игрушек» | Спиридонова М.Д. | 3 г. | 7-17 лет |
4. | «Гитарная песня» | Васильева И.П. | 1 г. | 12-17 лет |
5. | «Фольклор»
«фольклорный коллектив Уруйэчээн» филиал «Амгино -Нахаринская» |
Мартынова Т.З. | 3 г. | 7-15 лет |
6. | «Мозаика» | Абрамова Н.И. | 3 г. | 7-15 лет |
7. | «Художественная керамика» | Эверстова А.Е. | 3г. | 7- 15 лет |
8. | «Народный промысел» | Романов А.П. | 3 г. | 12-17 лет |
9. | «Береста» филиал «Эмисская» | Тимофеева М.Н. | 3г. | 10-13лет |
10. | «Текстильная кукла» | Макарова А.Н. | 3г. | 10-13лет |
11. | Ансамбль танца «Сир симэ5э» | Ефимова М.В. | 6 л. | 9-16 лет |
12. | «Олонхо олуктара» | Кириллина А.М. | 3 г. | 12-17 лет |
13. | «Стихия танца» филиал «Сатагайская» | Андросова М.И. | 3 г. | 10-15 лет |
14. | «Эстрадное пение» | Антонова Н.М. | 3 г. | 8-16 лет |
15. | «Хоровое пение» | Тараховская М.В. | 3г. | 10-15 лет |
16. | «Мода и дизайн» | Бродникова Е.Д. | 3г. | 10-16 лет |
17. | «Фольклор» | Барабанова Н.Г. | 3г. | 7-15 лет |
18. | «Резьба по дереву» филиал «Абагинская» | Яковлев Е.С. | 3г. | 10-15 лет |
19. | «Хендмейд»
филиал «Абагинская» |
Степанова Д.П. | 3г. | 7-15 лет |
20. | «Швейное дело»
филиал «Абагинская» |
Филиппова Ю.Б. | 3г. | 10-15 лет |
21. | «Керамика» филиал «Амгино -Нахаринская» | Ефремова Д.Г. | 3г. | 10-15 лет |
22. | «Танцевальный» филиал Бетюнский | Попов К.С. | 3г. | 10-15 лет |
23. | Драм. кружок «Телен» филиал Бетюнский | Нестерев Н.Н. | 3г. | 8-16 лет |
24. | «Стильные штучки» филиал Бетюнский | Соловьева В.А. | 3г. | 10-15 лет |
25. | «Эстрадный вокал» филиал «Бологурская» | Иванова Г.В. | 3 г. | 7-14 лет |
26. | «Креатив» филиал Мяндигинский | Данилова М.И. | ||
27. | «Урун ситии» филиал «Сатагайская» | Пахомова В.С. | 1г. | 10-15 лет |
28. | «Основы прикладного творчества» филиал «Соморсунская» | Борохина С.Ю. | 3г. | 10-15 лет |
29. | Танцевальный филиал «Соморсунская» | Петрова Т.Д. | 3г. | 7-16 лет |
30. | «Эстрадный вокал» филиал «Сулгачинская» | Матвеева А.Н. | 3г. | 10-15 лет |
31. | «Тэтим» филиал «Сулгачинская» | Еримеева А.С. | 3г. | 7-15 лет |
32. | Дек.прикл «Калейдоскоп» филиал «Сэргэ-Бэсская» | Платонова М.А. | 3г. | 6-10 лет |
33. | «Первые шаги в мир танца» филиал «Чакырская» | Новикова С.Н. | 3г. | 10-15 лет |
34. | «Конструирование и моделирование одежды» филиал «Абагинская» | Дьяконова А.П. | 3г. | 10-15 лет |
35. | «Керамика» филиал «Чакырская»
|
Яковлев В.В. | 3г. | 10-15лет |
Социально-педагогическое направление | ||||
36. | «Свободные рыцари пера» | Егорова А.Е. | 3 г. | 12-15 лет |
37. | «Подари тепло» | Иванова В.В. | 1 г. | 6- 14 лет |
38. | «Основы тележурналистики» | Новикова П.М. | 3 г. | 12-17лет |
39. | «Пинг-Понг»
(настольный теннис) филиал «Эмисский» |
Николаев В.П. | 3 г. | 7-17 лет |
40. | «Знание+» | Бураева Р.А. | 3г. | 8-10 лет |
41. | «Школа лидера» | Ефремова С.Д. | 3г. | 12-17 лет |
42. | Шахматный клуб филиал «Бологурский» | Максимов Н.П. | 3г. | 7-17 лет |
43. | Детская телестудия «Твой мир» филиал «Соморсунский» | Кононова Е.И. | 3г. | 10-17 лет |
44. | Детская телестудия «Кунчээн» филиал «Сэргэ-Бэсский» | Еримеева С.С. | 3г. | 10-17 лет |
Туристско-краеведческое направление | ||||
45. | «Наследие» | Скрябина Ф.В. | 3 г. | 12-17 лет |
46. | «Музей – хранитель духовности» филиал «Бологурский» | Никифорова А.Г. | 1 г. | 12-15 лет |
47. | «Вечные родники» | Семенова А.А. | 3г. | 12-15 лет |
48. | «Родные истоки» филиал «Абагинский» | Еримеева П.Н. | 3г. | 10-17 лет |
49. | «Юный краевед» филиал «Бетюнский» | Гоголев А.А. | 3г. | 10-16 лет |
50. | «Музейное дело» филиал «Соморсунский» | Смитина М.С. | 3г. | 12-15 лет |
Военно-патриотическое направление | ||||
51. | ВПК «Хоьуун» филиал «Бологурский» | Филиппов А.Г. | 3 г. | 12-17 лет |
52. | ВПК «Эрэл» АСОШ№1 | Ларионов Н.А. | 3 г. | 12-17 лет |
53. | ВПК «Мохсо5ол» филиал «Абагинский» | Белолюбский М.Ю. | 3 г. | 12-17 лет |
54. | ВПК «Модун» филиал «Бетюнский» | Тимофеев И.И. | 3 г. | 12-17 лет |
55. | ВПК «Буойун» филиал «Сатагайский» | Баишев А.А. | 3 г. | 12-17 лет |
Научно-техническое направление | ||||
56. | «Мир Лего» филиал «Бологурский»
|
Макаров П.И. | 3 г. | 11 -17 лет |
57. | «Робототехника» филиал «Амгино-Нахаринский» | Ефремов Я.В. | 3 г. | 11 -17 лет |
58. | «Камера смотрит в мир» | Пахомова З.В. | 3 г. | 10-15 лет |
59. | «Операторское мастерство» | Лыткин И.В. | 3 г. | 10-15 лет |
60. | «Авиамоделирование» филиал «Бетюнский» | Соловьев В.В. | 3 г. | 10-15 лет |
61. | «Робототехника» филиал «Бетюнский» | Адамова С.А. | 3 г. | 10-15 лет |
62. | «Видеографика «Се5ун»» филиал «Мяндигинский» | Петров Дж. П. | 3 г. | 10-15 лет |
63. | «Юный столяр» филиал «Соморсунский» | Макаров А.А. | 3 г. | 10-15 лет |
64. | «Робототехника» филиал «Сулгачинская» | Винокурова Р.П. | 3 г. | 10-15 лет |
65. | «Кузнечное дело» филиал «Чапчылганский» | Устинов И.А. | 3 г. | 10-15 лет |
3.2. Формы организации образовательного процесса.
Основная форма организации деятельности первичных и других объединений: кружки, секции, ансамбли, студии, клубы, школы, театры. Содержание образовательного процесса реализуется через дополнительные образовательные программы, направленные на достижение воспитательных, обучающих и развивающих целей, позволяющих раскрыть задатки и способности детей, создавать условия для их личностного саморазвития.
На уровне организации образовательной деятельности ребенка и педагога основными структурными элементами образовательного процесса являются виды занятий: групповые, и индивидуальные занятия, лекции, семинары, репетиции, творческие вечера, концерты, слеты, экспедиции, конкурсы.
Начало основных занятий всех кружков АДДТ с 9ч.00м. все занятия заканчиваются не позднее 20ч.00м. согласно требованиям СанПин 2.4.4.1251-03.
В учебные дни продолжительность занятий не превышает 1,5 часа с перерывом между занятиями 10 минут, в каникулярные дни продолжительность занятий – 3 часа, после 30-45 минут занятий устраивают 10 минутные перерывы для отдыха детей и проветривания помещения.
При зачислении детей в кружки учитывается посещение ребенком занятий не более чем в 2-х объединениях с совмещением занятий спортивного и не спортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля 2 раза в неделю.
Для успешной реализации данной образовательной программ Уставом учреждения регламентирована деятельность органов самоуправления, несущие функции совершенствования учебно — воспитательного процесса, контроля и анализа, обобщения и координации работы с учетом интересов всех участников образовательного процесса.
- Педагогические технологии и особенности их использования
В дополнительном образовании детей педагогические технологии имеют особое значение. Здесь должны быть использованы такие способы организации деятельности детей, которые обеспечили бы им комфортные условия развития, учитывали бы индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка.
Большой интерес для нас представляют личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых- личность ребенка, реализующего свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации познавательной деятельности. Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто педагоги учреждения применяются две формы:
- Внутренняя, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и др.) осуществляется в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов;
- Внешняя, основанная на основе определенных качеств (интересов, склонностей ит.д.) создаются относительно стабильные группы детей. Такая дифференциация называется профильной.
Реализация на практике дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
- Ориентационный (договорной) этап. Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
- Подготовительный этап. Дидактическая задача этого этапа – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить ребенку, почему это нужно научиться делать, где это может пригодиться и почему человеку без этого нельзя. Целесообразно использовать вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.
- Основной этап – усвоение знаний, умений, практических навыков. Учебная информация излагается кратко, кратко, четко, ясно, с опорой на образцы, после чего дети переходят к самостоятельной работе и взаимопроверке. Важное условие основного этапа работа- каждый добывает знания сам.
- Итоговый этап — оценивание результатов работы детей, обобщение пройденного материала на занятии.
Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому индивидуализация считается проникающей технологией.
Также широко используются групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, коррекцию. Нашими педагогами используются следующие разновидности групповых технологий как групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, экскурсия, интегрированные занятия и др.)
Применяются технология исследовательского обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность воспитанников по их разрешению, образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Возникшая в начале 50-х годов технология программированного обучения также внедряется для усвоения программного материала, как последовательной программы подачи и контроля порций информации.
К большому нашему сожалению из-за недостаточного материально- технического оснащения новые информационные (компьютерные) технологии обучения используются в самой простой форме, когда как объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается.
Все обучающиеся, воспитательные, социальные технологии направлены на то, чтобы:
- Разбудить активность детей;
- Вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- Подвести эту деятельность к процессу творчества;
- Опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
РАЗДЕЛ IV. Мониторинг результатов образовательной деятельности.
Мониторинг учебно-воспитательного процесса организуется по положению, согласно Устава учреждения. Система мониторинга деятельности Амгинского ДДТ включает: изучение социального заказа на образовательные услуги, мониторинг деятельности детского объединения, мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе, мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, мониторинг достижений, результатов обучающихся по образовательной программе, мониторинг поступления выпускников по профилю в учебные заведения СУЗ-ы, ВУЗ-ы, изучение охвата детей в культурно-массовых мероприятиях, мониторинг учебно-воспитательного процесса, рейтинговая технология профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей. Целью внутриучрежденческого мониторинга является непрерывное, научно-обоснованное, диагностика — прогностическое слежение за характером протекания учебно-воспитательного процесса учреждения.
В задачи мониторинга:
- Сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах в учебно-воспитательном процессе и разработка на этой основе планов работы администрации и педагогов;
- Своевременное выявление нарушений в ходе учебно-воспитательного процесса и их исправление;
- Своевременное выявление достижений в ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении, анализ условий, обобщение опыта.
Функция мониторинга: диагностическая – накопление. Обобщение, анализ структуризация данных от протекания учебно-воспитательного процесса; ориентировочная – возможность определить значение отдельных процессов в целостном учебно-воспитательном процессе; контрольно-оценочная – обоснованное определение степени (уровня) развития отдельных сторон учебно-воспитательного процесса; коррекционная и своевременное внесение поправок, частичное исправление или изменение в ход учебно-воспитательного процесса; порождающая (творчески — креативная) – возможность обоснованного развития инновационных, творческих процессов учреждении. Мониторинг качества образовательной деятельности является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им образовательной программы и осознанию личностного роста.
Системная фиксация различных показателей имеет и прикладную полезность: у педагога или руководителя образовательного учреждения будет всегда «под рукой» полная и объективная информация, что избавит от необходимости каждый раз собирать и обрабатывать статистические и аналитические данные.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе: показатели (оцениваемые параметры) – теоретическая подготовка ребенка – теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией, практическая подготовка ребенка – практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы), владение специальным оборудованием и оснащением, творческие навыки, общеучебные умения и навыки ребенка – учебно-интеллектуальные умения, умение подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться компьютерными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) учебно-коммуникативные умения, умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, умение вести полемику, участвовать в дискуссии, учебно-организационные умения и навыки; умение организовать свое рабочее (учебное) место, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности, умение аккуратно выполнять работу; Используются методы диагностики: собеседование, зачет, контрольные задания, анализ исследовательской работы, наблюдение.
Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся. Рекомендации включают таблицу показателей диагностики образовательного уровня учащихся в течении года. Диагностика проводится два раза в течении года. Диагностика проводится два раза в течение учебного года. (сентябрь – октябрь, апрель –май); Критерий показателей образовательного уровня учащихся подготовительный уровень – показатель знания, умения, навыки: знакомство с образовательной областью, показатель мотивация к знаниям: неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности, мотив случайный, кратковременный; показатель «Творческая активность»; интереса к творчеству не проявляет, инициативу не проявляет, не испытывает радости от открытия отказывается от порученных заданий;
Показатель «Эмоционально – художественная настроенность» подавленный, бледные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос, не может четко выразить свое эмоциональное состояние, нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства (музыки, театра, литературы); показатель «Достижения» — активное участие в делах объединения.
Педагоги ведут индивидуальную карточку учета результатов обучения ребенка по годам обучения, используют методы диагностики – наблюдение, тестирование, контрольный опрос, показатели: теоретическая подготовка ребенка, теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы, владение специальными терминами; контрольные задания – показатели: практическая подготовка ребенка, практические умения и навыки, предусмотренной программой, творческие навыки, креативность в выполнении практических заданий. Достижения ребенка: на уровне детского объединения, на уровне улуса, на уровне республики.
Воспитанникам успешно освоившим образовательную программу выдается свидетельство личных достижений об окончании обучения по программе, согласно положению, утвержденному Министерством образования РС(Я). Данное свидетельство дает преимущественное право при зачислении в учебное заведение. Главным результатом современного дополнительного образования детей мы считаем развитие субъектности – способности и возможности преобразования реальности и выстраивания в окружающем мире своей собственной действительности – как формы и средства самоактуализации и самореализации человека во взаимодействии с другими людьми, культурными традициями, объектами и явлениями природы. Субъектность является важнейшей предпосылкой становления и развития личности каждого человека. Субъектная позиция определяется как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности.
Диагностика результативности освоения программы проводится поэтапно: входящая, текущая и итоговая. Входящая осуществляется при комплектовании группы. Диагностика проводится каждым педагогом по индивидуально составленным картам оценки знаний, умений, навыков, регламентируемых программой, мотивационного настроя ребенка, развития его личностных, оргдеятельностных качеств воспитанности, творческого развития. Проводятся тестовые задания, анкетирования, беседы, определяющие компетентность учащихся в тех или иных вопросах выбранного направления. Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем раздела, а также по итогам освоения каждого годичного курса программ. Формы текущего контроля могут быть самыми разнообразными: концерты, зачеты. Конференции, тесты, отчеты, выставки, спортивные соревнования, защита проектов. Итоговая диагностика проводится по результатам освоения образовательной программы в целом.
Периодичность диагностики
Виды диагностики | Сроки диагностики |
Начальная | Сентябрь-октябрь |
Промежуточная | Декабрь |
Итоговая | Апрель-май |
Характеристика оценочных компонентов:
Оценочный компонент | Сущностная характеристика | Оценочная характеристика | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Познавательный компонент | Мотивационный | Внутренняя готовность детей к работе в детском объединении, интерес к выбранному виду деятельности | Социологический анализ: исследование мотивационного настроя с помощью анкетирования, бесед, наблюдения.
Статистический анализ: наполняемость групп, сохранность контингента, активность участия детей в профильных мероприятиях. |
Когнитивный
(познавательный) |
Определяет уровень индивидуально-личностного развития обучаемых в плане материализованной образовательной продукции. | Оценка знаний и умений в усвоении программы по параметрам образовательной диагностики. | |
Компоненты личностного развития | Операционально- деятельностный | Предполагает приобретение детьми психологического комфорта путем приобретения и развития. | Педагогически направленное наблюдение за развитием личностных качеств обучаемых: целеполагание, рефлексия, генерация идей, символотворчество, прогнозирование… |
Ценностно- ориентированный | Показывает уровень воспитанности обучаемых | Тестирование методом сравнения незаконченных предложений. Педагогически направленное наблюдение | |
Креативный (Творческий) | Предполагает оценку развития творческой сферы личности | Изучение изделий воспитанников, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях и др. показательных мероприятиях повышенного уровня сложности. |
По систематизации деятельности детских объединений ведется журнал со схемой-таблицей мониторинга образовательной деятельности. Схема– таблица обобщает информацию о детском объединении в начале, середине и конце учебного года. В ходе коллективных обсуждений и практических апробации в качестве базовых индикаторов мониторинга выявлены следующие параметры и критерии:
- Статистические данные: общее количество учащихся; количество учебных групп, количество групп (учащихся по годам обучения (первый, второй, третий, четвертый и более); количество учащихся по возрасту (дошкольники, учащихся по возрасту (дошкольники, учащиеся 1-4- кл., 5-9 кл.,10-11 кл.;
- Уровень подготовки учащихся объединения (начальный, промежуточный, итоговый)
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса детского объединения: название образовательной программы, тип (статус) программы, дата утверждения программы, рецензенты программы, методическое обеспечение программ (методические стенды, экспозиции творческих работ учащихся, методическая литература, библиотека, наглядные пособия, раздаточные материалы, аудио- и видеоматериалы, методические разработки педагога, перечень (аннотация методических материалов к образовательной программе) план учебно-воспитательной работы объединения на учебный год.
- Кадровое обеспечение: разряд/категория (срок), образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы (общий, педагогический, в данном учреждении),награды, почетное звание, возраст, штатный/совместитель, педагогическая нагрузка, курсы повышения квалификации (год), выпускник УДОД,
- Учебный кабинет: место занятий (основное здание, другое ОУ), номер кабинета, занятость кабинета (дни и часы занятий), оборудование кабинета (что необходимо), соответствие санитарным нормам.
- Творческие достижения в течение учебного года (заполняется по мере поступления фактической информации)
По изучению и отслеживанию профессиональной деятельности педагога показывает рейтинговая технология. Рейтинговая технология деятельности педагога дополнительного образования детей, создан с целью создания благоприятных условий для внедрения ОСОТ, через создание системы оценки профессиональной деятельности педагога. Задачи: выявление индикаторов, критериев оценки. Создание механизма оценки профессиональной деятельности. Ожидаемый результат: создание системы оценки профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, которая могла бы быть нужна самому педагогу для: подведения итогов педагогической деятельности (анализ, оценка результатов, обобщение опыта и т.д.), оценки достижения за какой-то период, выявление потребности в обучении (самообразовании и повышении квалификации, категории), выявление рабочих проблем в преподавании и в организации учебного процесса в целом. Эффективность занятий, своевременное и качественное ведение документации, воспитательная работа, работа с родителями, участие воспитанников педагога в конкурсах, участие педагога в конкурсах, участие педагога и его воспитанников в мероприятиях (внутриучреждения, внеучреждения), нововведения в образовательный процесс.
Для повышения результативности дополнительного образования в творческих объединениях необходим постоянный мониторинг интересов и потребностей современного общества, сегодняшних, а не абстрактных детей и родителей, а также необходима информация о современных наиболее эффективных и привлекательных формах и методах работы. Для разработки перспективных программ развития ДДТ, осмысления собственного педагогического опыта работы, понимания педагогических возможностей дополнительного образования также необходимо изучение социальных потребностей населения в услугах дополнительного образования. Система дополнительного образования выступает местом диалога школьных воспитательных систем и системосвязующим фактором единого улусного воспитательного пространства. Для совершенствования работы по данному направлению также необходимо изучение востребованности услуг дополнительного образования педагогами школ наслега, улуса и поиски путей повышения эффективности взаимодействия для выведения этой работы на новый качественный уровень, позволяющий утверждать, что ДДТ является системосвязующим фактором единого улусного воспитательного пространства.
РАЗДЕЛ V. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Деятельность учебно-методического обеспечения направлена на обучение и развитие творческой инициативы и возможностей педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, а также созданию собственных методических продуктов для обеспечения образовательного процесса. Программа методической работы исходит из основных образовательных и воспитательных задач Амгинского ДДТ, тенденций развития, состояния и перспектив деятельности.
Задачи и содержание определены в соответствии с результатами анализа методической работы за истекший год, а также исходя из результатов диагностики профессиональных качеств и запросов педагогов.
Цели и задачи методической работы:
- Обеспечение профессиональной информацией;
- Диагностика и анализ образовательного процесса;
- Организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;
- Организация повышения профессиональной компетенции и профессионального мастерства педагогических работников;
- Организация и проведение профессиональных конкурсов как необходимого условия повышения профессионального уровня педагогических работников;
- Выявление поддержке и распространение передового управленческого и педагогического опыта;
- Организация и проведение семинаров, конференций;
- Разработка и проведение экспертизы авторских программ, инновационных методик, учебно- методических комплексов;
- Проведение открытых мероприятий по обмену опытом.
Качество дополнительного образования определяют компетентность, профессиональный уровень педагогов дополнительного образования. Современный педагог дополнительного образования – это социально — активный, в нем развиты потребность в развитии своего творческого потенциала, в повышении профессионального мастерства.
Администрация Амгинского Дома Детского творчества считает необходимым заботиться о формировании коллектива педагогов, единомышленников, стремится открывать в коллегах лучшее, создавая возможности для развития личности и самореализации каждого из них. В коллективе сформировались творческие группы педагогов, совместно занимающихся разработкой близких по содержанию курсов, отбором материала для образовательных программ, разработкой и внедрением совместных творческих проектов.
Амгинский Дом детского творчества со дня его основания выполняло централизирующие, координирующие функции по таким направлениям как:
- Информационно- методическая деятельность;
- Детское общественное движение;
- Детское экологическое движение;
- Культурно- досуговая, массовая деятельность.
Для совершенствования кадрового обеспечения необходимо:
- Повышение статуса педагогов ДОД;
- Использовать формы материального стимулирования молодых специалистов, педагогов, участвующих в инновационной деятельности, творчески работающих педагогов;
- Практиковать работу по подготовке кадрового резерва на базе учреждений дополнительного образования детей;
- Усилие государственной поддержки и стимулирования труда педагогов дополнительного образования.